Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Размышления о национальной идее российского хоррора на примере короткометражного фильма ужасов «Переход» (2016 г.)

 

Переход - кадр 1Хоррор не обязан рассказывать исключительно о сверхъестественных вещах. В его основе может быть простая житейская драма, представленная в форме душераздирающего кошмара. Так, например, девушка поссорилась с парнем, незаслуженного обидела его, а теперь мучается и жаждет прощения. В расстроенных чувствах она спускается в подземный переход, где встречает нечто…И в ужасе пытается дозвониться до потерянного бойфренда. Такова фабула картины Арсения Сюхина «Переход». И прежде чем говорить непосредственно о фильме, стоит задуматься об источнике подобного сюжета.

Переход - кадр 2По мере того, как новых российских триллеров/хорроров, больших и маленьких, выходит всё больше, и мы всё больше задумываемся о национальной специфике отечественного фильма ужасов. Учитывая тесную связь хоррора с жанром фэнтези, напрашивается логический вывод, что «наших» монстров следует искать в древнерусском фольклоре и классической литературе. Именно таким путем идут режиссер Святослав Подгаевский («Пиковая дама: Черный обряд», «Невеста», «Русалка. Озеро мертвых») и продюсер Александр Цекало (кино-теле-сериал «Гоголь»). Получается у них с неплохим коммерческим, но относительным зрительским успехом (ибо кассовые сборы не есть равенство реальной зрительской любви). Отсутствие масштабного восторга объяснимо сложностью пути методом проб и ошибок, когда наши легенды и повести тяжело экранизируются посредством технических приемов зарубежных хорроров. А что, если русская национальная идея хоррора не в этом? (или не только в этом?). Что, если она заключается в исторически сложившимся «страдальческом» менталитете?

Переход - кадр 3Конечно подобное определение у многих вызовет гнев и неприятие. Ведь понятие «страдалец» вызывает прямую ассоциацию со словом «слабак». То есть это человек, который понапрасну распускает нюни, не может решить проблему и ломается под гнетом обстоятельств. Но если отбросить однобокое толкование страдальчества, то душевное мучение отнюдь не означает бездействие. Речь идет о национальной предрасположенности россиянина к тяжким внутренним переживаниям и самокопанию. Душа русского человека гиперчувствительна и легко ранима, но в то же время таит в себе колоссальные ресурсы для борьбы с чудовищными напастями. Наши люди могут долго терпеть беды и невзгоды, не сразу решаясь дать отпор реальному или абстрактному врагу, но в итоге бьются за правду «не щадя своей крови и самой жизни», как было верно подмечено в воинской присяге СССР. И что особенно важно, с точки зрения философской интерпретации, человеческой психике свойственно демонизировать источник Зла.

Переход - кадр 4Так, признавая осязаемую опасность, мы зачастую облачаем ее в мифического монстра или сверхъестественную чудовищную силу, будь то национальное бедствие или личная трагедия. Масштабное вторжение неприятеля зовется Игом, а персональный алкоголизм нарекается Зеленым Змием. Череда неприятностей кажется порчей или проклятием, как и глобальный катаклизм приписывается к деяниям могущественных темных сил. И это не бегство от реальности в силу слабости, а наоборот — аккумуляция всех ресурсов для сражения с грозным врагом, возводя его возможности в абсолют, и готовя соответствующий отпор. Вот поэтому любая проблема, большая и маленькая, может быть мысленно трансформирована в иррациональное Зло, которое нужно сначала по-настоящему испугаться, чтобы потом преодолеть страх и встретиться с ним лицом к лицу.

Переход - кадр 5И вот он, альтернативный путь российского хоррора, который лежит в основе «Перехода» Арсения Сюхина. «Нечто», встречаемое героиней под землей — это ее внутренний демон, возможно мистическим образом воплотившийся в действительности, а может быть существующий только в ее голове. Фактически для зрителя, севшего смотреть хоррор ради острых ощущений, истинная природа монстра не особо важна. Важно эмоциональное воздействие «страшно-нереального», тем более, что если Чудовище по факту живет только внутри героини, это создает неограниченные возможности для жутких образов. Ведь наше сознание способно рождать какие угодно ужасы, вне логического обоснования их формы и возможностей, а значит и зрителю можно показать инфернальный кошмар, не поддающийся объяснению. Но чтобы хоррор-визуал не оставался лишь эффектным аттракционом (который сейчас все равно технически проигрывает западным образцам), важно вложить в картину итоговое смысловое обоснование происходящего на экране. В «Переходе» четко выраженная мысль без сомнения есть, главное – внимательно отсмотреть эти семь минут, без сугубо поверхностного восприятия лишь «страшных» элементов. А, следовательно, короткометражка Сюхина – характерный пример качественного российского хоррора без обращений к фольклору и творчеству классиков. И учитывая, что концепция «Перехода» уже легла в основу будущего полного метра, отечественные продюсеры также видят перспективы зрительского интереса к подобным фильмам ужасов.

Страница фильма «Переход» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Размышления о национальной идее российского хоррора на примере короткометражного фильма ужасов «Переход» (2016 г.)

  • Пегий пес Александр Пегий пес Александр

    Конечно это только мое мнение но я считаю вы Алексей в этой статье безусловно правы. Только тогда наши хорормейкеры добьются успеха когда перестанут оглядываться на Голливуд, даже на мировой уровень хорора, и начнут прислушиваться к монстрам в своей собственной голове. Почти все наши новые хороры страдают на уровне сценария, штамп на штампе, и элементарное нежелание проявить хоть каплю оригинальной фантазии.
    Тот же Подгаевский талантище, но к сожалению так же мыслит штампами, что особенно явно в » Пиковой даме «. Еще, имеем безусловную литературную хорор классику, Толстой, Гоголь, Апухтин, Одоевский, многие современные авторы пишут великолепную прозу в жанре ужаса, киношники обратите же внимание на это раз свои идеи не работают!

    • Александр, я реально хочу (из-за чего в том числе и зарегистрировался в Фэйсбуке, и пытаюсь там контактировать с деятелями российской хоррор-культуры), чтобы вот такие мои опусы прочитывал хоть кто-то из наших хоррормейкеров, и стремился делать новые фильмы всё лучше. Конечно, я тоже всего лишь один из зрителей, но мне очень хочется донести действительный ценные оттенки зрительского восприятия, которые можно обобщить на значительную целевую аудиторию в целом. Я не хочу настырно назидать, а хочу именно помочь развитию отечественного хоррора.

Добавить комментарий

  

  

× 6 = 6