Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Российские хоррормейкеры: Николай Лебедев — обзор творчества, 1991-2017 гг.

 
Николай Лебедев

Николай Лебедев

Краткая биографически-творческая справка от Клуба: Николай Лебедев, род. 16 ноября 1966 г., Кишинев, Молдавия. Российский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Мастер отечественного жанрового кино, в том числе отлично зарекомендовавший себя, как постановщик «страшных» картин. Номинант премии «Золотой орел», как лучший режиссер, за фильмы «Звезда», «Легенда №17», «Экипаж».

Николай Лебедев — наш первый по сути российский последовательный хоррормейкер, хотя собственно хоррорами в списке одиннадцати его фильмов можно назвать три, чистыми хоррорами. «Изгнанник» — это уже скорее не хоррор а мистика, «Фонограмма страсти» — шпионский триллер, «Звезда» — военный фильм с элементами триллера. Ну а «Волкодав», «Легенда №17 «, «Экипаж» к хоррору уже не имеют никакого отношения, эти углы творческой, кипучей натуры Лебедева, ушедшего в искательство, но я с нетерпением жду, когда он вернется на ту стезю, откуда начинал, на стезю чистого хоррора.

Ночлег.Пятница

Ночлег.Пятница

Я начал отслеживать творчество Лебедева со второго его фильма, со «Змеиного источника». О «Ночлег. Пятница», к сожалению, узнал гораздо позже. Я влюбился в творчество этого режиссера и понимал, что наконец-то нашел режиссера именно своего. После «Поклонника» я честно ждал от него какого-то нового прорыва в жанре хоррор. Но к моему немалому удивлению последовала «Звезда» — фильм, который я тоже принял с восторгом, с бешеным восторгом. Более того, я считаю этот фильм лучшим, что было снято за два десятилетия о Великой Отечественной Войне, и к тому же все фирменные лебедевские приемы и манки, которые он любит расставлять по пространству фильма, никуда ни ушли. Посмотрите сцену с ножом, например, аналогичную вы так же найдете, например, и в «Поклоннике».

Поклонник

Поклонник

В первом фильме-короткометражке «Ночлег. Пятница» видимо Лебедев только ещё начинал искать себя; нарочитая мрачность, свойственная всему перестроечному кино, отсутствие вменяемого бюджета, видимое на экране, и прочее. Фильм намеренно снимался в какой-то замызганной заброшенке, но подобные реалистические антуражи хорошо легли на историю встречи молодой женщины с призраками прошлого. Через много лет в «Змеином источнике» тоже не слишком-то высокобюджетном, снятом в рамках проекта «Жанры», призванном вытащить российское кино из бедствия девяностых, Лебедев повторит все те же приемы. Провинциальный городок в российской глуши, объятый страхом, все те же обшарпанные стены, покосившиеся заборы… Вотчина безумного маньяка, поставившего городок на колени, страх разлитый во всем, везде, забившийся в щели домов, и сизым туманом простирающийся над городом, страх, как умело показывает его Лебедев. В сценах погони по пустой ночной школе, даже у зрителя сердце выпрыгивает из груди, что уж говорить о героине, оставшейся наедине с этим безликим ужасом.

Змеиный источник

Змеиный источник

В «Поклоннике» действие маньячного триллера переносится в большой мегаполис (без труда прочитывается Москва), в подворотни, в темные переулки, правда главная героиня значительно помолодела, превратившись в тринадцатилетнюю девочку с комплексом от потери отца. По этому фильму очень видно увлечение Лебедева — джалло, иногда Лебедев откровенно копируют, но, боже мой, ведь талантливо, я обожаю сцену с лифтом в этом фильме, с катящимися по ступенькам конфетами. Маньяк в этом фильме, в отличии от «Змеиного источника», так и остался нераскрытым, безликой, пугающей тенью, а финальная сцена, где показано как девочку влечет к маньяку, ужасающа в своем безумии…

Волкодав

Волкодав

Создав в конце девяностых два ярких хоррор-шедевра, Лебедев ушел в искательство, последовательно пробуя себя в самых различных жанрах. В казалось бы стилистически чужой для него военной теме он однако не потерялся, создав безупречный военный триллер с холодными вспышками витиеватого саспенса. Уходящий на задание в леса маленький отряд обречен изначально, вопреки повести Казакевича, где выжил, кажется, один. Именно потому, что снимал Лебедев, его стиль хоррормана здесь никуда ни ушел, он просто спрятан под оболочкой драмы молодых ребят, которым война не даст шанса вернутся живыми. Финальная схватка, неравная схватка с фашистами, по-лебедевски жестока, но именно здесь абсолютно оправдана, и именно здесь талантливый режиссер дает пример — в каком направлении двигаться новому русскому кино на военную тематику, но только, увы, лишь единицы нынешних кинорежиссеров, снимающих про войну, вняли этим урокам, что же, каждому свой путь.

Фонограмма страсти

Фонограмма страсти

Я пропущу в своем обзоре «Волкодава», потому что это в общем-то какой-то совсем не лебедевский фильм, недаром на него обрушился в свое время гнев поклонников франшизы Семеновой. Я в общем не считаю «Волкодава» плохим фильмом, он просто принципиально иной, из другого жанра фэнтези, и к хоррору не имеет ни малейшего отношения. При том замечу интересную деталь; в исходном романе Семеновой мистики как таковой вообще никакой не было, в фильме Лебедева мистика в каждом эпизоде, в каждой детали фильма. Сам он в интервью говорил, что создал свою авторскую версию мироздания этой писательницы, и я считаю, что это его право, и не понимаю тех, кто обрушился на режиссера с разгромной критикой за этот фильм.

Изгнанник

Изгнанник

Мистикой северной столицы Петербурга наполнен следующий фильм режиссера — «Изгнанник». Кстати нельзя конечно ни отметить великолепную операторскую работу в этом фильме, Санкт-Петербург становится здесь как бы еще одним отдельным персонажем. Молодая женщина-американка ищет истину, ищет затерявшегося в просторах Санкт-Петербурга сына художника, преодолев сопротивление как бы живого города… Да, такой мотив прослеживается, хотя и едва уловимо. Она находит истину о сыне на самом краю бездны, узнав страшную правду о назначении человеческой жизни, истинном назначении. Что и говорить, фильм по интонации высказывания опять же прочитывается не совсем лебедевским, это был второй фильм после «Волкодава» у него, который я категорически не принял. И лишь позже решившись пересмотреть и второй, и третий раз, добавил эту работу в список любимых мной лебедевских картин.

Экипаж

Экипаж

К сожалению, о «Фонограмме страсти» ничего сказать не могу. Это было уже на фоне рекламного ролика настолько не мое кино, что я сознательно его смотреть не стал, и не буду никогда, так что с нетерпением жду, когда кто-нибудь из клубовцев напишет обзор на него. Знаю только, что по жанру это шпионский триллер о проблемах всемирного прослушивания и подглядки, пересекающийся с любовной линией главных героев. Далее последовали «Легенда №17 » и «Экипаж», не имеющие никакого отношения к хоррору. Первый — жизнеописание легендарного хоккеиста Валерия Харламова, второй —  фильм-катастрофа, вольное переложение «Экипажа» Александра Митты. В «Экипаже» в равных дозах распределены драйв, страшные переживательные эпизоды, драма человеческих отношений, но почему-то все равно по отношению к фильму Митты фильм Лебедева остается глубоко вторичным, но тут вины Лебедева нет, он со своей стороны сделал всё что мог. Фильм динамичный, яркий, настоящее явление в нашем русском кино, но все же фильм Митты лучше, несмотря на длинноты и устаревшие спецэффекты.

Я знаю, очень многие ждут, когда Лебедев вернется на стезю чистого хоррора, к стилистике своих первых фильмов. Думаю, очень скоро это произойдет.

Избранная режиссерская фильмография:

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Российские хоррормейкеры: Николай Лебедев — обзор творчества, 1991-2017 гг.

  • Очень хороший материал, Александр, спасибо. От себя добавлю про «Фонограмму страсти», как смотревший в свое время. В этой работе Лебедев экспериментировал не только с жанром «шпионский триллер», но и пробовал сделать триллер эротический. Получилось неплохо, но не более того. Если «Змеиный источник» и «Поклонник» навсегда остаются в памяти, как мощные триллеры, то «Фонограмма…» быстро выветривается, как кино ничем не выдающееся…

    В целом, конечно, Николай Лебедев — талантливый режиссер. Пока в его планах на сегодняшний день заявлена только «Мастер и Маргарита».

Добавить комментарий для Алексей Петров Отменить ответ

  

  

50 − 46 =