ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Размышления о современном восприятии хорроров на примере фильма ужасов «Реинкарнация» (Hereditary, 2018 г.)

 
Блестящая актерская работа Тони Коллетт в "Реинкарнации"

Блестящая актерская работа Тони Коллетт в «Реинкарнации»

«Реинкарнацию» Ари Астера можно считать достойным внимания хоррором хотя бы потому, что он вызвал нешуточный раскол в зрительском восприятии. На момент написания статьи одни посмотревшие и критики преподносили его до небес, называя лучшим фильмом ужасов 2018-го, а другие смешивали с помоями, как идиотское зрелище, вызывающее только смех. И из подобных разнополярных оценок можно сделать вывод, что картина явно неординарная, далеко не для всех, и многими просто непонятая.

Редкие, но впечатляющие хоррор-сцены в картине

Редкие, но впечатляющие хоррор-сцены в картине

Прежде чем говорить конкретно о «Реинкарнации» (в оригинале «Hereditary» — «Наследственность»), следует задуматься – а что современный массовый зритель вообще ждет от фильмов ужасов? За долгие годы своего существования хоррор претерпевал различные изменения в сюжетах, стилистике и предназначении. Изначально фильм ужасов был изящной художественной конструкцией – особой формой подачи истории, дабы вызвать у публики ощущения беспокойства и страха. Фактически хоррор не был чем-то условно плохим и морально низким, его справедливо было ставить на одну ступень с мелодрамой, провоцирующей слезы, комедией, генерирующей веселье, или детективом, увлекающим и удивляющим. Фильм ужасов всегда был таким же зеркалом истории, как и другие художественные жанры, преобразовывая текущие реальные события в разнообразные искусственные образы. Страх мировой войны трансформировался в масштабные нападения пришельцев, боязнь последствий ядерной катастрофы выражалась в кинематографичном зомби-апокалипсисе, а ужас пред безумными убийцами, скрывавшимися за личинами обычных людей, рожал чудовищных экранных маньяков. И в наши дни хоррор-фильмы создаются и работают так же, но публика, в реальности еще больше боящаяся моря окружающих ужасов, привила себе иную защитную реакцию. Для многих страшные фильмы приравнялись к комедиям, как и кино в целом для масс перешло из искусства в сугубо развлекательную сферу. Попкорновый зритель пред большим экраном не хочет думать, не хочет сильно бояться, а хочет ржать и впечатляться на уровне созерцания красочных мельтешащих картинок…

Тема смерти по-особенному обыграна в "Реинкарнации"

Тема смерти по-особенному обыграна в «Реинкарнации»

Таким образом, идя на среднестатистический хоррор, масса желает увидеть гламурно нарисованных чудищ, такую же красиво-компьютерную кровь, обилие чернушных приколов и бесхитростную универсальную мораль, подаваемую прямо в лоб, так, чтобы она была понятна любому идиоту. Подобный коммерческий спрос рождает и соответствующие предложения; «фильмы ужасов» делают нестрашными, мягкими, веселыми и откровенно тупыми. Последнее особенно важно, дабы зритель, со стаканом пива в одной руке и гамбургером в другой, еще и чувствовал себя умным, глумясь над героями; «Ну куда он лезет, дебил что ли?», «Ой, дура, чего она замерла, когда её дружку башку отрезали?» и так далее. Вот ради чего сейчас смотрят хорроры очень и очень многие, и что же происходит, когда они попадают на «Реинкарнацию»?

Скорбь - неизменное состояние героев фильма

Скорбь — неизменное состояние героев фильма

А тут всё идет не по плану. Нет дежурного «страшного» пролога, четко обозначающего жанр. Нет привычных скримеров, нет насилия, нет монстров, а вместо всего этого – тягучая семейная трагедия с густым саспенсом, где герои бесконечно страдают и боятся неизвестно чего. Режиссер крайне неспешно рассказывает историю, с длинными планами, дотошными деталями и душевной болью персонажей, а у зрителя уже закончились кола и попкорн, и он еще ни разу не дернулся в кресле. Таким образом, пришедший на «ржаку и тупилово», чувствует себя обманутым и принуждаемым к мозговой активности. А ведь хочется хихикать и ухать от «БУ!!!» И обиженный смотрельщик начинает сам себя развлекать, просто издеваясь над «грузиловом», выискивая ляпы и заранее представляя, как всем расскажет, какое это Г…И конкретно в данном случае маркетинг не виноват. Трейлер презентует картину как мрачный мистический триллер, чем она и является, разве что излишне громогласно заявляя, что это «шедевр» и «фильм-сенсация». Посему проблема разочарования упирается в ошибочные ожидания от любого хоррора легкого восприятия, прямолинейности, глупости, крови и сисек. Здесь стоит лишний раз донести, что жанр ужасов обширен и многогранен, с множество стилистических вариаций, как и любой другой традиционный киножанр – комедия, драма, боевик и т.д. Поэтому выбирать фильм стоит не исходя сугубо из его рекламного определения, а ознакомившись с несколькими источниками – бесспойлерными обзорами профессиональных критиков и хоть немного вдумчивыми отзывами зрителей из целевой аудитории.

Пламя - важный элемент картины

Пламя — важный элемент картины

И вновь возвращаясь к «Реинкарнации». Полнометражный дебютант Ари Астер проделал большую работу, чтобы рассказать фамильно-трагическую историю языком напряжения и кромешного ужаса. После смерти великовозрастной бабушки внешне благополучная семья погружается в омут жутких событий. Кажется, что над случайными жертвами нависло потустороннее проклятие, но на самом деле всё куда сложнее и кошмарнее. Каждая сцена «Реинкарнации» — это элемент жуткого пазла, который будет неизбежно собран, как бы герои не пытались бороться с загадочным Злом…

Режиссер Ари Астер и оператор Павел Погожельский на съемках

Режиссер Ари Астер и оператор Павел Погожельский на съемках

Одновременный плюс и минус ленты Астера – в ее непредсказуемости и культурной подоплеке. Практически до финала не ясна истинная цель демонических сил, но когда поставлена конечная точка, возникает определенная печаль от авторской недосказанности. Иначе говоря, в фильме идет речь об ужасной сущности, не выдуманной создателем, а имеющей четкую мифологию, к сожалению, малоизвестную среднестатистическому человеку. В результате в процессе просмотра публика не воспринимает многие сцены должным образом, так как мифический первоисточник раскрывается условно и поверхностно, а у зрителя нет (под)сознательно узнаваемого архетипа. Поэтому и развязка может вызвать определенное негодование, банально от недостатка понимания предшествующих событий, которые очевидны для автора, но во многом туманны для аудитории. В то же время действие поставлено так, что мощно воспринимается чисто на эмоциональном уровне, когда если изначально окунешься в тревожную атмосферу картины, то пробудешь в ней до самого конца. Здесь почти нет банальных скримеров и кровавых рек, но посредством нарастающего саспенса и отдельных шоковых эпизодов «Реинкарнация» — действительно первоклассный фильм ужасов, который займет соответствующее место в числе лучших его представителей. Его стоит посмотреть ценителям хоррора как искусства, а также поклонникам психологических драм с мистической составляющей. И слово «драма» здесь всё-таки ключевое.

Страница фильма «Реинкарнация» в КЛУБ — КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

9 комментариев Размышления о современном восприятии хорроров на примере фильма ужасов «Реинкарнация» (Hereditary, 2018 г.)

  • vkontakte.ru Эндрю Вулф

    Интересно получилось. С удовольствием прочитал.

    • Спасибо. И это тот случай, когда я также выражаю личную благодарность Михаилу Парфенову («Зона ужасов») и Татьяне Шороховой («КиноПоиск») за подробную аналитику фильма на своих сайтах. Их статьи помогли мне лучше понять «Реинкарнацию» после просмотра.

  • Дмитрий Дмитрий

    Посмотрел. Ух!

  • Меня фильм настолько сильно разозлил и шокировал, что сначала как раз и поставила ему 2 или 3, а потом поняла, что это и есть сила художественного произведения, и поставила 9 :)). Рецензия как нельзя лучше поймала его суть. Жаль, её нет на КиноПоиске, может, повесишь? А то там понаписали всякую чушь.

    Хорошо, что наконец-то поставили эту проблему оккультизма и сектанства (имхо) перед обществом. «Правда должна быть неудобной» (создатель «Преисподней»). 9 поставила, потому что долгие планы и паузы бесят. А так всё норм

    • А я вообще подумал, что мне это показалось, когда вспомнил твою изначальную оценку на КП. Потом увидел 9-ку и решил, что то ли мне привиделось, то ли ты вдруг исправила, а изначально попуталась… 🙂

      На КиноПоиск повешу, просто уже привык, что если пишу изначально для Клуба, то только здесь и публикую.

Добавить комментарий для Алексей Петров Отменить ответ

  

  

3 + 3 =