ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 

КРИК-подписка!

Получать наши новости:
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Особенность творчества Светланы Сургановой

 

кадр 1В небе, полном звёзд — имя твоё,
В небе, полном любви — нет твоих глаз.
Мы куплены все за сверкающий грош
Фальшивых улыбок, бессмысленных фраз

Поначалу я хотел написать о любовной лирике Светланы Сургановой, как бы сделать продолжение-антитезу прошлой темы смерти. Но постепенно стало понятно, как бы в подтверждение правоты классического фильма Ингмара Бергмана «Лицо», что творец до конца непостижим и сколько бы лестных слов не было бы сказано в адрес музыки, текстов, исполнения Светланы Яковлевны, но это ровным счётом ничего не объяснит – почему её песни так воздействуют на слушателя, в чём их главная особенность. Талантливых музыкантов и рок-поэтов немало и каждый кому-то нравится. Но почему так происходит, что к одному просто испытываешь симпатию, а другой становится близким и дорогим.

Если понимать творчество как самовыражение, то источник его – не внешние влияния, не мастерство и не восторги критиков. Это прежде всего диалог с миром. Это некий язык, к которому прибегают из-за невозможности выразить себя иначе. В случае Светланы Сургановой это особенно верно. Никакие восторги и аншлаги не убедили её в том, что она имеет право разговаривать с людьми посредством музыки, а высокое мнение о себе, судя по интервью, ей поистине неведомо. В ней есть что-то от святой – удивительная скромность, на грани самоуничижения, и полное отсутствие агрессии. Её тяжёлая жизнь не лишила её оптимизма и интереса к людям, внимательному отношению к ним. Гармония её личности находит отражение и в творчестве, где музыка и текст одинаково важны, даже если песня исполняется в акустике, а не в составе Оркестра – так Светлана охарактеризовала своих музыкантов. Ведь её окружение не менее интересно, чем она сама – поэты, с которыми она сотрудничает, музыканты, которые участвуют в её концертах, как на постоянной основе, так и сессионно. Большое достижение, что многие персоналии представлены в «Большой снайперской энциклопедии», созданной поклонниками «Ночных снайперов». Вообще по числу документальных свидетельств, связанных с деятельностью группы и особенно её основательниц, «Ночные снайперы» могут посоревноваться с «Кино».
Будем откровенны, группы «Ночные снайперы» давно уже нет, поскольку изначально это был дуэт двух солисток с индивидуальными музыкой и текстами. Инструменты тоже интересны – гитара, отсылавшая к бардовской традиции, и скрипка, что роднило с классической музыкой, ну хоть с романсом, тем более сольное творчество Светланы подтвердило её любовь к этому подзабытому лирическому жанру. По природе Светлана тонко чувствующая натура, обострённо переживающая несправедливость. Вот и сам жанр романса отличается мелодичностью, мягким звучанием, не важно в обрамлении одного инструмента или целого оркестра. Тут главное гармония, проявляющаяся в слиянии музыки с текстом, так что трудно, да и напрасно, отделять одно от другого. Романс элегичен по настроению, коннотации его тоска, грусть, смирение и тихая, невыстраданная боль. Словно костёр, который уже догорел, но ещё тлеет.
Романсы щедро представлены в творчестве Сургановой, по сути, многие её песни романсообразны, даже стихи классиков, положенные ей на музыку – и Бродский, и Цветаева, и Хименес авторы глубоко интимные. Обнажение души лирических героев привлекает тонко чувствующих натур – любителям попсы и рока как в его современно-западном агрессивно-драйвовом варианте, так и в чисто русской традиции философских песен, больше идущей от бардов, тут ловить нечего.

Мы едва ли когда узнаем, что явилось истинной причиной расставания Дианы и Светланы. Но одно несомненно – между нынешними «Ночными снайперами», а по факту «Арбенина и band», и старыми стилистическая пропасть. Стремление понравиться большой аудитории и выйти из подполья привело к изменению звучания, к неудовольствию Светланы. Интимность и лиричность были похоронены под гитарными запилами, а вокал, самый главный инструмент в палитре песен, стал типично роковым – уже не важно, что поётся, «31 весна» или «Реквием» — главное, побольше драйва. Рок, превратно понятый Арбениной как что-то шумное, подо что неплохо попрыгать и побеситься, сделал её группу, возможно, интересной для молодёжи, но едва ли она способна привлечь интеллектуального слушателя.
Старый рок — это не просто хорошая музыка и тексты, это прежде всего мировоззрение. Оно уникально, если человек, его продуцирующий, личность. Джон Леннон был ей, оттого «Биттлз» есть отражение его самого, того, что он хотел поведать миру, а всякие музыкальные особенности второстепенны. Они могут быть интересны музыкантам, но форма никогда не заменит содержание, оттого «Биттлз», «Пинк Флойд», «Ролинг Стоун» очень отличаются от того рока, что пришёл им на смену. У них эксперименты никогда не были главной чертой. «Пинк Флойд» можно слушать и для души, попутно испытывая интерес к их экспериментам со звуком – добившийся большого мастерства во владении гитарой Дэвид Гилмор не мог, конечно, не похвастаться на концертах своим умением извлекать красивые звуки, и эти его гитарные соло служили уместной вставкой в сами песни. В конце концов, любой творец стремится к эксперименту, а звук, извлечённый экспромтом, может неожиданно превратиться в музыкальную сюиту.
В конце концов, и Светлана Сурганова не упускала случая предаться изменчивому настроению и просто поиграть на скрипке без всякой надобности для песни. Как она сама говорит, «я не играю, а разговариваю с инструментом». Не говоря уже о чисто хулиганских экспериментах, как бы пародирующих симфоническую музыку и призванных отразить сиюминутные желания музыкантов – тут могут вплетаться даже хорошо известные мелодии, например из советских мультиков, но в другом обрамлении и с другими инструментами они могут звучать свежо и оригинально. Ведь под луной нет нового уже тысячелетия, и искусство лишь бесконечное повторение первообразов, расцвеченное оригинальностью творца.
кадр 2Музыка, как всякое искусство, трогает не большим мастерством владения инструментом и не необычным звучанием, а, прежде всего, теми чувствами, что лежит за всем этим. У Джона Леннона болело сердце за всё, что происходит в мире, и эта его боль и есть то главное, что притягивает к его творчеству. А там, где нет души, всё мертво – и Бетховена за рояль посади, толка не будет.
Рок умер на Западе ещё в 1970-1980-е гг., да и у нас примерно тогда же. Талантливые люди понимают ограниченность рамок и не стремятся соответствовать тому, что зовётся роком – лучше быть гармоничным внутри себя, если, конечно, понимать творчество именно как диалог.
К Светлане Сургановой тоже привлекает её боль, обнажённая душа, те глубинные смыслы, которые не выводятся ни из текста, ни из музыки. Неслучайно говорят, что поэзия – это не слова, а то, что за ними. К сожалению, современная массовая культура разучила нас смотреть вглубь, думать, чувствовать, интересоваться. Нам сказали, что Шнур – крутой, а Земфира и вовсе гений, оттого надо немедленно сходить на концерт, а то им на дворец на Елисейских полях не хватает.
Почившая Кира Муратова справедливо говорила: «меня мало кто смотрит, но те, кто любит мои фильмы, будут любить их всегда». Удивительно прочными оказываются и привязанности людей к творчеству Сургановой. Ей и Оркестра из 5 человек хватает, в то время как бывшая подруга Арбенина привлечь к себе внимание человека с духовными и интеллектуальными потребностями способна разве что при помощи Юрия Башмета.
От сравнения, парадоксальных выводов и сопоставлений не уйти. Ещё можно махнуть рукой на Шнура – ну пусть матом ругается, да бухает, он всегда таким был, то, зная начало дуэта Арбенина/Сурганова, действительно интересно, какую дорогу каждый из них выбрал. Не зря говорят – главное, не ошибиться в направлении.
Так уж получилось, что никто ещё не опроверг правоту Иосифа Бродского о немассовости искусства. Кому нужны «Биттлз», это старьё, а вон сейчас я покажу вам крутую группу из Африки, участники которой недавно слезли с пальм, играют на кокосах и слоновьих бивнях и такой драйв у них на сцене, что даже черти ходят к ним учиться.
Это всё, конечно, ирония, но на деле именно так сейчас дела и обстоят, что в музыке, что в кино, что в любом другом искусстве. Гением называют быстро и также стремительно забывают, а прелесть держаться вне форматов удел немногих. Ведь дух веет там, где хочет, оттого ни наши старики, ни западные уже не вписываются в те каноны, которые сами же создали. Обмельчал слушатель – у него и потребности с мышиный глазик. Мужчины утратили маскулинность, женщины – женственность, так что не поймёшь иногда кто на сцене: он, она или оно.
Сравнивать Светлану Сурганову с кем-то действительно некорректно (но как полемический приём сгодится) – она сама по себе и интересна именно тем, что её творчество идёт из её души. Ей удаётся передать радость, боль, страдание, любовное томление – вполне привычные чувства, но кто сейчас поёт, чтобы трогало душу. Люди, у которых есть культура, воспитание, мировоззрение кажутся порой инопланетянами. Они интересны, прежде всего, диссонансом со временем, где, чем проще, тем лучше. Как говорила Светлана в раннем интервью, раньше люди ругались матом, и это был только мат, а теперь это считают музыкой.

«Я кошка, которая гуляет сама по себе», как говорится в одной из её известных песен. Сама Светлана, несмотря на свою открытость, скрывает в себе загадку. Даже исполняя чужие песни (чужие как свои, вот её принцип), она наделяет их своей индивидуальностью – болью, нежностью, интеллигентностью и беззащитностью. В отличие от Земфиры Рамазановой, старательно оберегающей свою ранимую душу, Светлана нисколько не стесняется своей беззащитности. Ведь сила женщины в её слабости. И это, возможно, тоже притягивает к ней – концентрация типично женских черт при мальчиковой внешности. Перенеся страдания, она сумела сделать их генератором своих песен, а вокальную подачу заменить интонационной, вплоть до речитатива. Несомненный актёрский дар помогает ей не исполнять песню, а как бы разыгрывать её. Лирической героине больно, страшно, грустно, одиноко. Пережитые аналогичные чувства ретранслируются в чужую душу.
За всей прекрасной музыкой, текстами, исполнением, природным обаянием всегда присутствует что-то невысказанное, но живое, выстраданное, то, что и словами не описать. Это боль, которая лечит душу, ведь пока душа болит, она есть. И права Светлана, какая разница, что будет после, ведь если в этот конкретный миг её музыка способна сделать кого-то лучше, то она была создана не напрасно.
Среди мертвых и живых
Ждать тебя не перестану.
Мне не плыть по океану
Слов признания другим.

Среди черных лет и зим
Оставайся также в белом.
У меня к тебе есть дело:
Быть с тобою до седин.

Также читайте в Клубе:

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

7 комментариев Особенность творчества Светланы Сургановой

  • Вот такие прекрасные ответвления от темы Клуба я только приветствую! На самом деле, Андрей, большое спасибо за то, что решил опубликовать статью именно у нас. Я нечасто читаю материалы о музыке, но вот уже второй твой очерк о творчестве Светланы меня искренне восхищает.

    • vkontakte.ru Эндрю Вулф

      Спасибо. Надеюсь, ты и песни послушал.

      • Да, песни послушал. И, пользуясь случаем, говоря о рок-музыке, хочу порекомендовать к просмотру «Лето» Кирилла Серебренникова, вчера смотрел в кинотеатре. Сразу скажу, это не байопик про то, как Цой родился, женился и т.д. Это музыкальная фантазия на тему творчества Цоя и Майка Науменко, фильм-настроение, где сюжет условен, а главное — художественная интерпретация отечественной рок-музыки тех лет.

        И…слава прокатчикам, ревностным блюстителям законов российской федерации! Фильм выпущен на большие экраны таким, каким его задумал режиссер, без специальной переозвучки для массового проката, и редкий мат в диалогах громко запикивается! Выглядит это просто смешно, особенно когда ты прекрасно понимаешь, какое слово только что сказал персонаж…

        • vkontakte.ru Эндрю Вулф

          Я так понял, это что-то вроде «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», тоже фантазия на тему жизни и творчества Иосифа Бродского, единственный игровой фильм Андрея Хржановского. А «Лето», возможно, будет последней работой Кирилла Серебренникова, учитывая его положение. А «Матильду» ты смотрел, кстати?

          • «Матильду» пока всё ещё нет, просто в силу того, что несмотря на всю шумихиу вокруг него, фильм лично мне не был прям уж так интересен по сюжету. По отзывам людей, которых лично знаю, это просто нормальная костюмная мелодрама, и не более того. Ничего оскорбительного для верующих в ней не наблюдается, кино как кино в своей жанровой принадлежности. В итоге наверное «Матильду» посмотрю, но не знаю когда…Вот «Лето» мне было очень интересно само по себе, опять же без прямого влияния шумихи, и поэтому я пошел на него сразу же, как оно вышло.

            • vkontakte.ru Эндрю Вулф

              В этот раз в Каннах сразу несколько фильмов, которые мне интересны, но пока до нас только «Лето» добралось.

            • vkontakte.ru Эндрю Вулф

              Думаю, я еще, может, о музыке напишу. О Сургановой если только в плане рецензии на альбом. А так есть еще «Аркона», которая мне тоже интересна, Глеб Самойлов и его группа «The Matrixx». Понятно, что о классике рока я писать не буду. Что можно нового о «Битлз» сказать или о «Машине времени».

Добавить комментарий

  

  

× 5 = 40