Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Мистерии убийц — отзыв на хоррор Киры Муратовой «Три истории» (1997 г.)

 

Три истории - кадр 1

памяти Киры Муратовой…

Мистерии убийц, вот что приходит на ум, когда смотришь муратовский фильм. А смотреть его крайне тяжело, как и прочие фильма режиссера девяностых-нулевых, уж слишком своеобразное у Муратовой восприятие мира. В «Астеническом синдроме» (1990 г.), снятом вроде бы на первый взгляд в реалистической манере, нет ни одного нормального человека. Режиссер показывает обыденный мир, захваченный синдромом перестроечного безумия. В спасении от реальности герои переходят с диалогов на монологи длительно и тщательно, иногда, простите, чересчур, ведя беседы с самими собой, видимо так им легче.

Три истории - кадр 2Маньячка (Рената Литвинова) — антигероиня одной из новелл в «Трех историях», топит, душит, расчленяет людей, в перерывах между убийствами ведя высокопарные монологи о назначении смерти. «Абсурд!» — скажите вы? Какой вообще смысл режиссеру выводить на роль главного персонажа убийцу-психопатку, при том даже не выразив ни разу толику сожаления по ей убиенным жертвам? Да при том и образы жертв крайне тусклы, напоминая агнецев, ведомых покорно на заклание… Но опять же нужно учесть это неповторимое муратовское мировосприятие, у которой все не как у людей. Но за это мы её и любим, хоть и воспринимаем сюрреалистическое, чересчур авторское виденье автора в штыки, ну а как иначе вообще?

Три истории - кадр 3Почти уверен, мало кто так же адекватно воспринимает фильмы, например Сокурова, да и Звягинцев далеко не всем по душе. Если рассуждать здраво, данный фильм Муратовой — самый, можно сказать, прозрачный, и самый жанровый в цепочке её сюрреалистических лент девяностых-нулевых годов. К тому же, как не крути, это самый настоящий хоррор.

В «Трех историях» Муратова глубже, чем все вместе взятые ужастики девяностых, изучает сокровенную и больную тему «жертва-убийца», и если, допустим, Лебедев на данную тему представляет чисто жанровое кино — «Змеиный источник», то Муратова — тоже по сути жанровое, но как всегда у нее скрещенное с метафизической глубиной, ну не может она иначе. Это выражается в том, что она не делает героями обычных серийных убийц; медсестра в первой новелле, вполне себе добропорядочный гражданин, на которого такое и не подумаешь — во-второй, и маленькая девочка, ненавидящая дедушку, в третьей. Странное сочетание, правда? Но в том и суть муратовского виденья; сделать убийцами обычных маньяков, нет, думаю ей было бы это слишком скучно… А вот если вполне обычные люди, которым легко растворится в толпе, несут в себе ген убийцы? А если невинный ребенок? Вот в этом-то и есть вся Муратова, в кинематографе она держалась особняком, не желая играть по правилам.

Три истории - кадр 4Мне конечно более всего было страшно от новеллы, где девочка убивает родного дедушку. Как вообще можно ребенка заставить играть такое? Тайна, которую Муратова унесла с собой в могилу. Причем девчушка сыграла просто гениально, куда там более поздней мертворожденной «Юленьке» (2009 г.), вот именно здесь апофеоз первородного зла в теле маленького ребенка! Не «Юленька», не Голливуд с многочисленными детьми-убийцами тут и рядом ни стояли. В мире муратовского фильма смерть не выделяется, не возвышается над сообществом, махая косой. Нет, здесь она хитрее, она как вирус растворилась в людских душах, и в зоне ее поражения теперь любой. В самом деле, кто может подумать, что благообразная медсестра, назначение которой быть добрым ангелом для больных, на самом деле их ненавидит и умерщвляет при каждом удобном случае. Кто может разглядеть в невзрачном чиновнике с каменным лицом (Маковецкий) изверга и убийцу, и уж тем более никто не видит убийцу в ангелоподобном ребенке. И вот эта то растворенность смерти в обыденности страшна, как бы говорит нам Муратова, солнечно, весело в кадре, ты расслабляешься, и вот тут-то мимикрирующая смерть наносит подлый удар.

Три истории - кадр 5Фоном смерти в фильме Муратовой становятся не обшарпанные дворы девяностых, а цветущие лужайки и скверики, укрытые радующим глаз зеленым фоном, ну разве не страшно? И хотя фильм Муратовой снят в привычной для нее манере сюрреалистического бреда, он, как не странно, вошел в ряд ее картин в манере наиболее близкой жанровому кино — «Короткие встречи», «Долгие проводы», «Настройщик». Потому что Муратова на первый план здесь выводит все же не свой пласт подсознания, трансформирующийся в запутанную метафору-картинку, а общечеловеческую метафору о назначении жизни и смерти, об их трагическом пересечении. Другое дело, что опять же делает это весьма своеобразно, очень. Потому-то «Три истории» — это очень пронзительная и прозрачная картина мастера, несмотря на грустную тему, несущая через ад жестокости явный намек на то, что вирус убийства все же преодолим.

Страница фильма «Три истории» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

8 + 1 =