Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Проклятое дитя — инферреальные дети и дети-убийцы в советском и российском жанровом кино

 
"Тайна железной двери"

«Тайна железной двери»

Ну вот вам еще одна интересная тема на тему исследования хоррора, в силу своей специфичности почти незатронутая. Но мы её подымем, потому что она очень стоящая, и до поры до времени её тщательно скрывали от общества. А собственно почему скрывали — непонятно. Тема инферреальных детей, детей не от мира сего давно уже не нова. Другое дело — дети-убийцы, маньяки, все как-то здесь посложнее. В советском кино детей-убийц в кино просто по определению быть не могло, вот дети с отклонением в инферреальность, с этим как-то легче даже в Советском Союзе, поэтому с удовольствием поговорим на эту тему. И начнем опять со сказок, куда же в Советском кино без них. В советской детской литературе, кстати, преобладали мистические и жутковатые сюжеты. Юрий Томин, Владислав Крапивин и многие-многие другие замечательные писатели не обходили страшные темы стороной, правда в силу разгула цензуры и запрета всего и вся делали это порой весьма своеобразно .

"Сказка о потерянном времени"

«Сказка о потерянном времени»

В 1965-м ленинградец Юрий Томин написал жутковатую повесть-сказку «Шел по городу волшебник», где тема воспитания юной души трактовалась весьма своеобразно. Мальчик находит коробок волшебных спичек, исполняющих любые желания хозяина. Разумеется он начинает использовать дар спичек с пользой и без пользы, не подозревая, что находится под слежкой другого таинственного мальчика — злого волшебника, уже ранее воспользовавшегося даром волшебных спичек. В конце концов их пути пересекутся не самым приятным образом; мальчик Толик и его друг станут пленниками демонического мальчика, живущего во вчерашнем дне (!) на острове полном страшных тайн и открытий. С огромным трудом мальчишкам удается победить злого мальчика-хозяина спичек и вернутся в реальность, но в повести все не так радужно. Томин в финале намекает, что зло в любой момент может вернутся.

"В стране ловушек"

«В стране ловушек»

Повесть Томина я бы однозначно назвал настоящим детским сказочным триллером. Она действительно производит ошеломляющее впечатление, но вот экранизация «Тайна железной двери», к сожалению, к ряду причин получилась совсем далекой от повести. Во-первых из фильма убрана вся мистика, сюжет переведен в комедийный ключ, из детского триллера сделали просто комедию. Волшебник живет не во вчерашнем дне, а просто на острове, герои с легкостью побеждают его и возвращаются домой под слащаво назидательную песню, никакого намека на возвращение волшебника тут конечно уже нет. Все слишком упрощенно, вместо томинской психоделики докучливая назидательность в лоб — так надо а так не надо, но в общем-то все как-то в духе советского кино.

"Сказка о звездном мальчике"

«Сказка о звездном мальчике»

Но мне очень нравится исполнитель роли злого мальчика, юный актер Сергей Евсюнин. Несмотря ни на что он сумел передать демоничность своего персонажа, вот если бы ещё материал соответствовал… Но скажу честно, смотрел всегда этот фильм только из-за него, он единственный, кто хоть как-то соответствовал образу, изначально написанному писателем. Так же в своем обзоре не могу ни упомянуть «Сказку о потерянном времени» Александра Птушко, где в мистически-сказочном сюжете злые волшебники-старики с помощью волшебных часов поменялись телами со школьниками, которые были ленивы и не хотели учится. И завертелась веселая, местами жутковатая сказочная чехарда, закончившаяся победой светлых сил.

"Господин оформитель"

«Господин оформитель»

В семидесятые годы не могу ни упомянуть сказочно мистический мультфильм «В стране ловушек» (1975 г.). Пусть и примитивно, но все же авторам удалось вложить в общем-то назидательно-нравоучительный заезженный сюжет элементы страшного и мистического. Мальчик и девочка путешествуют по таинственной стране ловушек в виде мультипликационных персонажей, встречая на пути различные пороки в виде немного пугающих сущностей. Там им так же попадается страна испорченных детей… В детстве этот полукинофильм-полумультик смотрелся просто взахлеб. Упомяну также в своем обзоре девочку-подростка, инферреальную полуженщину Брюн, возраст которой в общем-то Глебски затруднялся определить, но по внешности та  была более склонна к девочке-подростку (хотя за этим обликом таился инопланетный пришелец — «Отель «У погибшего альпиниста» (1979 г.).

"Мио, мой Мио"

«Мио, мой Мио»

В фильме Леонида Нечаева «Сказка о звездном мальчике» (1983 г.) по сказке Оскара Уайльда, на Землю попадает из космоса мальчик-звезда. По сюжету он обладает сверхъестественными способностями, но постепенно гордыня и злость обледеневшего сердца все сводят на нет. Но в духе сказок Нечаева всё закончится хорошо. В культовом мистическом фильме «Господин оформитель» (1986 г.) талантливый художник лепит с умирающей от чахотки девочки-подростка куклу, захотев в творчестве поспорить с самим Богом. Через несколько лет он встречает свое творение ожившим и сеющим смерть вокруг себя, и хотя по сюжету оживший манекен вроде больше похож на взрослую женщину, играет его та же актриса Анна Демьяненко, которой на момент съемок едва исполнилось шестнадцать лет, факт поразительный.

"Филипп Траум"

«Филипп Траум»

Конечно я не могу ни упомянуть в обзоре и мальчика Мио из сказки «Мио, мой Мио» (1987 г.). Хотя по сюжету он сначала обычный, ничем не примечательный мальчик, но попав в запредельную страну Желанную, он становится легендой, воином, сразившем своим мужеством демонического рыцаря Като. В мистической драме автора Шерлока Холмса Игоря Масленникова «Филипп Траум» (1989 г.) по сюжету в маленьком немецком городке появляется загадочный юноша (Габриэль Воробьёв), и пытается убедить городских мальчишек в бессмысленности добра и его бессилии перед злом… Пожалуй этот фильм можно назвать не только драмой, но и одним из первых хорроров, именно в формате детского кино, хотя вопросы авторы фильма поднимают совсем не детские. Необычная внешность актера, в жизни он был частичным альбиносом (у него голубые глаза), и это придавало мистический колорит роли. Поэтому для придания большей «странности» Филиппу Трауму было решено не перекрашивать ему волосы, но я бы добавил, что этот актер обладал воистину демонической внешностью, и в кино более играл такие роли, и в этом фильме он воистину демоничен.

"Индиго"

«Индиго»

В давно и прочно забытом фильме «Короткая игра» (1990 г.) сюжет таков. Поблекший от беспросветно серой жизни архитектор встречает друга детства и приходит в недоумение от его шикарного существования. Но ничего не просит и даже отказывается от помощи. Однако решается на дикий и непонятный шаг; крадет у него сына и требует за него выкуп… И вот тут и таиться неожиданность, мальчуган оказывается не так прост, как оказался, а проще говоря оказался убийцей… То был один из первых наших (ещё советских) триллеров.

"Юленька"

«Юленька»

Далее следует перерыв до 2008-го года, когда вышел крайне неудачный ужастик «Индиго», где серийный убийца, сам бывший индиго, пытается расправится с целой компанией подростков, имеющих паранормальные способности. Фильм успеха ни имел, и незамеченным так и растворился в истории кино. О «Юленьке» (2009 г.), где показан самый впечатляющий образ девочки-убийцы в нашем кино, написано уже так много, что повторяться ни хочется, но фильм, нужно сказать, тоже особого успеха ни имел. Гораздо более интересным и напряженным получился другой триллер — «Чизкейк» (2008 г.), на этот раз не о девочке-убийце, а о мальчике. Кстати фильм действительно стоящий, и мы обязательно посвятим ему обзор на страницах Клуб- Крика.

"Страна хороших деточек"

«Страна хороших деточек»

Последним в нашем обзоре хочу назвать «Страну хороших деточек» (2013 г.) Ольги Каптур, пытающуюся возродить в своем творчестве традицию того самого мистически сказочного кино, утраченную в девяностых. В её фильме девочка-сорванец попадает в жутковатую страну, где дети словно винтики одного огромного спаянного механизма. Они более похожи на заведенных кукол, чем на живых детей, страну охраняют жуткие часовщики-стражи, словно сошедшие с полотен Босха или Дюрера, и над всем этим правителем поставлен странный фрик, бесконечно меняющий облик (Вячеслав Манучаров). Как по мне, фильм очень стоящий, тут всего понемногу понамешано, есть и сюрреализм, и хоррор, и драма, но главное — фильм не скучно смотреть даже взрослому.

Заканчивая обзор, делаю вывод; как видно из моей статьи, не так уж много было в нашем кино инферреальных детей, тем более детей-убийц. В Голливуде конечно всего этого в разы больше, но возможно это и хорошо, потому что менталитет нашего кино был направлен совсем на иные цели, на воспитание и созидание души, а не для того, чтобы вызвать в ней агрессию.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

67 + = 70