ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Проклятие женщины — образ «страшной женщины» в советских и российских хоррорах

 
Василиса Прекрасная (1939 г.)

Василиса Прекрасная (1939 г.)

Тема почти незатронутая в киноведческих статьях, а между тем парадоксально интересная, согласитесь. И вот мне интересно проанализировать тему «страшной женщины», но в нашем кино. Быть может позже затронем и зарубежное, но там этого образа чересчур много, у нас пореже, но зато и интереснее.

Разумеется все помнят, что первая инферреальная старушка появилась именно в фильмах Александра Роу. Это всем известная Баба-Яга в исполнении мужчины, кстати. Образ этот у Роу претерпел интересную трансформацию; от очень страшного потустороннего образа («Василиса Прекрасная» — 1939 г.) к чисто комедийному («Морозко» — 1964 г., «Огонь, вода и медные трубы» — 1967 г.), хотя вроде бы эта Баба-Яга прочитывается как один и тот же персонаж. В «Василисе Прекрасной» она такая, какой и должна быть — истинная стражница земли Навь, страшная, злобная, коварная. И вопреки сказкам, где она обычно после препирательств, Иванушке помогает в битве со злом, здесь она истинная подсобница потусторонних сил, воплощенных в летающем Змее Горыныче. Она бесконечно расставляет для Ивана ловушки, силки, напускает на него грозные силы природы, да только все тщетно, и добру демоническая старуха неизменно проигрывает. Жаль, в поздних своих фильмах, Роу отказался от подобной трактовки своего персонажа, и она утратила свое демоническое обаяние, превратившись просто в комическую старушку со ступой. Но в «Василисе Прекрасной» она обаятельна, прелестна в своем демоническом облике потусторонней злодейки, но тут нельзя ни отдать должное и таланту Георгия Милляра. Уникальный артист, жаль, только его талант использовали так однобоко.

Морозко (1964 г.)

Морозко (1964 г.)

Косвенно мы упомянем Хозяйку Медной Горы в сказке «Каменный цветок» (1946 г.). Её конечно не назовешь злом, но все равно эта странная женщина, живущая в подземном мире. Образ очень таинственный и мистический, она есть олицетворение некоих таинственных сил природы, глубоко равнодушных к тому, что пытается творить на бренной земле человек. Но в её полномочиях возможность покарать или одарить, в зависимости от того, как этот человек себя ведет.

Садко (1952 г.)

Садко (1952 г.)

Дальше, в сказке-фэнтези «Садко» (1952 г.), Садко и его команда встречают таинственную Птицу-Феникс (Лидия Вертинская). Кстати, пользуясь случаем, не могу ни высказать восхищение уровнем комбинированных съемок тех лет — так совместить живого человека и мультипликацию! Ведь веришь, что это действительно птица! Браво! Сейчас компьютерная графика и прочее, а никто ведь такого до сих пор не повторил. Птица-Феникс в трактовке Птушко — олицетворение энтропии, зловещая сила, способная своими речитативами ввергнуть в летаргический сон кого угодно, хоть целые государства. Этот гибрид женщины и птицы действительно страшный персонаж, нельзя не признать. Дальше последовали две версии знаменитой сказки «Снежная королева» — мультипликационная (1957 г.) и игровая (1967 г.). Думаю нет нужды повторятся, об образе Снежной королевы написаны уже тома, приведу только самую известную версию. Снежная королева не есть зло в чистом виде, она та же Энтропия, демон женского пола, олицетворяющий вселенское безличностное равнодушие к человечеству, мрак и холод, но не зло.

Снежная сказка (1959 г.)

Снежная сказка (1959 г.)

«Снежная сказка» (1959 г.), этот полузабытый шедевр советского кинопрома, вполне можно назвать первым детским сказочным ужастиком для детей. Этот фильм даже пытались запретить, а авторов сценария Виктора Витковича и Григорий Ягдфельда по праву называли самыми мистическими сценаристами детского кино, они действительно пытались привнести в детское кино неслыханное по тем временам явление — мистику! «Снежная сказка» действительно наполнена сказочной мистикой до предела, причем очень страшной временами; злой волшебник пытается повернуть все часы в мире вспять, ему противостоят дети, а детям активно мешают оживленные волшебником злые снежные бабы женского пола! Нет, словами ни выскажешь, этот фильм нужно просто смотреть.

Вий (1967 г.)

Вий (1967 г.)

Я думаю, что о ведьме из «Вия» (1967 г.) я уже ничего нового ни скажу, классический персонаж: «Ко мне, упыри! Ко мне, вурдалаки!» помнят конечно все, добавлю только, что позже последовали еще три вольные трактовки «Вия», но лучше Натальи Варлей этот персонаж лучше никто так и не воплотил. Очень пугающим и жутким получился образ женщины-чумы с трупными пятнами на лице в культовом для целого поколения фильме Александра Митты «Сказка странствий», по настоящему страшный образ.

Господин оформитель (1988 г.)

Господин оформитель (1988 г.)

Дальше можно сделать большой перерыв и подойти к ретро-футуристическому хоррору «Господин оформитель» (1988 г.). По сюжету талантливый художник, решив поспорить с Богом, создает по образу умирающей от чахотки девушки куклу-манекен, и только спустя множество лет он сталкивается с внезапно ожившем манекеном, собственным творением. Слишком поздно он понимает, что лишенный души манекен стал вместилищем адских сил, идеальной убийцей. Кстати сцена, где герой Авилова касается девушки-манекена огнем, по праву можно назвать лучшей хоррор-сценой в нашем кино. Я от этого эпизода, помню, под кресло прятался. Актриса Анна Демьяненко гениально исполнила роль манекена-убийцы, но как это часто бывает с талантами, так и осталась актрисой одной роли, а во время съемок ей было всего 16 лет, факт потрясающий! Киноманы признают это один из самых лучших женских мистических образов в советском кино, к тому же сумевший напугать почти что целое поколение.

Доктор Бартек и Смерть (1989 г.)

Доктор Бартек и Смерть (1989 г.)

В жутком мультфильме «Доктор Бартек и смерть» (1989 г.) польскому врачу-новатору Бартеку противостоит сама Смерть в виде привычного вроде бы скелета с косой, но как-то здесь именно (за что авторам спасибо) очень ясно обозначено, что Смерть — она именно женского пола. На фоне средневековых локаций, на фоне морального и физического разложения общества, погрязшего в сребролюбии, Смерть чувствует себя полноценной хозяйкой не только смерти, но и жизни, она хохочет и издевается над Бартеком, который один в целом мире пытается остановить её кровавую жатву, и в конечном итоге ему это удается.

Жажда страсти (1991 г.)

Жажда страсти (1991 г.)

Последний же самый сильный мистический и демонический образ женщины в Советском Союзе создал, не побоюсь этого слова в гениальном хорроре «Жажда страсти» (1991 г.) актер и режиссер Андрей Харитонов. Тема мистического раздвоения женщины здесь прозвучала как некогда сильно. Богатая семейная пара, живущая в старинном замке, давно уже утратила всё — любовь, чувства, доверие, сменившиеся голимой ненавистью. Отчаянное обращение несчастной женщины к потусторонним силам пробудило её зеркального двойника, не замедлившей явится в наш мир, чтобы занять место истинной хозяйки. Зеркальную демоницу как свита Воланда окружает зловещая стража; упыри, демоны и прочая нечисть, замок переполняется злом до краев. Кровавая вакханалия потусторонних сил превращается в адский круговорот, втягивающий в свою воронку все и вся, лишь только истинная вера в Бога поможет остановить разгул темных сил, и конец у фильма счастливый. Одна из лучших жанровых картин своего времени. Анастасия Вертинская блестяще исполнила обе роли, и хозяйки, и её двойника, действительно сильный и страшный женский мистический образ.

Ведьма (2006 г.)

Ведьма (2006 г.)

Дальше, я упомяну два в общем-то неплохих мистических образа ведьм, это Римма Маркова в «Ночном дозоре» и «Дневном дозоре», и Евгения Крюкова в вольной трактовке «Вия» — «Ведьма» (2006 г.). Так же, улыбнувшись, не могу ни упомянуть маньячку Ренаты Литвиновой в «Трех историях» (1997 г.), где гламурная актриса преображается в серийного убийцу женского пола, и, кстати, довольно убедительно.

Владение 18 (2013 г.)

Владение 18 (2013 г.)

И, наконец, под финал мы переходим, как не странно, к фильмам нашего пока на данный момент единственного последовательного хорормейкера Святослава Подгаевского в каждом фильме которого пугающий персонаж именно женского пола. Как мне кажется, на данный момент самый сильный его женский пугающий персонаж создан в первом фильме «Владение 18». Фильм очень неровный, шероховатый. Святослав здесь видимо только искал свой стиль, но демоница получилась отменной! К сожалению в последующих фильмах «Пиковая дама: Черный обряд», и «Невеста», женские пугающие сущности впечатлили гораздо меньше, но на подходе «Русалка. Озеро мертвых», и есть большая надежда, что это будет прорыв, и женские инферреальные персонажи продолжат пугать нас и дальше.

Самые страшные женские персонажи в советском и российском кино:

Баба Яга — Василиса прекрасная (1939)
Птица Феникс — Садко (1952)
Снежные бабы — Снежная сказка (1959)
Снежная королева (1957 / 67)
Ведьма Панночка — Вий (1967)
Чума — Сказка Странствий (1982)
Оживший манекен — Господин оформитель (1988)
Смерть — Доктор Бартек и смерть (1989)
Хозяйка замка и ее двойник — Жажда страсти (1991)
Ведьма — Поймать ведьму (2008)
Демоница из леса — Тропа смерти (2007 / 08)
Ведьма — Ведьма (2008)
Демоница — Владение 18 (2013)
Пиковая дама — Пиковая дама. Черный обряд (2015)
Невеста — Невеста (2017)
Русалка — Русалка озеро мертвых (2018)

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

93 − = 89