Параноидальный триллер по мотивам пьесы братьев Стругацких «Пять ложек эликсира». В линейке экранизаций братьев Стругацких, собственно триллерами, с советским, разумеется, колоритом можно назвать два — «Отель «У погибшего альпиниста» и «Искушение Б.». «Гадкие лебеди», в принципе, тоже триллер, но с более философским уклоном. Кстати замечу, в и том и в другом фильме большая часть действия происходит в замкнутом пространстве, где ограниченное количество персонажей разрешает нешуточные конфликты, связанные с вопросами бытия и мироздания.
По сюжету некий писатель средней руки (Лембит Ульфсак) становится обладателем страшной тайны секты бессмертных, и потенциальным компаньоном владельцев «живой воды», поле действия которой распространяется только на пятерых. Он же — шестой. И ему приходится искать выход из морального тупика — умереть или стать бессмертным? В одну из ночей эти пятеро заявляются к нему в квартиру и начинается удивительное действие, в течении которого писателю Снегиреву придется сделать непростой нравственный выбор, и даже не один, в течении одной лишь ночи, которая изменит его судьбу, и возможно благодаря его выбору ещё чью-то.
Конечно этот фильм не может похвастаться особой динамичностью действия; он снят как кинофильм, но само действие, протекающее в квартире писателя Снегирева, снято в духе камерных телеспектаклей или им подобным советским телефильмам, где расследуется преступление в замкнутом пространстве. Кинематографистов того времени вообще-то можно понять; в кино царили развал и хаос, денег не было на дорогие съемки, потому камерность действия подчас спасала. Но в фильме Сиренко есть шикарный пролог, отсылающий к историческим временам, когда люди убивают друг друга за глоток живой воды у источника бессмертия. Этот пролог снят удивительно динамично и хорошо и не позволяет дальнейшему действию, уже протекающему сугубо в камерной манере, скатиться в очевидную театральщину. Актеры, играющие пятерку бессмертных, все высшего класса; Гундарева, Пашутин, Садальский, Борисов, Зельдин. Садальский правда в свойственной ему манере излишне переигрывает. Фильм вослед за пьесой, ставит непростые нравственные вопросы, особенно актуальные для того непростого времени; кому жить? кому умереть? Но Стругацкие не были бы Стругацкими, если бы свели все действо к такой примитивной формуле. А потому фильм, позволяющий зрителю заглянуть в какие-то инферреальные бездны, наверное жив в памяти до сих пор, сами же братья считали эту экранизацию одной из лучших.
Данный фильм завершил линейку советских экранизаций братьев Стругацких, подведя итог целой эпохе. Через год умер один из братьев — Аркадий, рухнул Советский Союз, и всем стало не до Стругацких, не до фантастики. Следующая по счету экранизация — «Гадкие лебеди», вышла только в 2006-м году. Если не считать Германа, снимавшего новую версию «Трудного быть богом» 13 или 15 лет, но официально она вышла лишь в 2013-м году. Недавно я пересматривал этот фильм и, подведя итог, скажу; он своей темой нисколько ни устарел, более того именно в нашем времени вопрос кому жить, а кому нет, почему-то стал звучать по-жутковатому актуально.
Добавить комментарий