Готовы ли мы заглянуть за грань? Готовы ли к встрече с неведомым? Одна из немногих жанровых картин рубежа 70-80-х годов двадцатого века в редком, весьма редком для советского кино жанре триллера, да ещё и фантастического. Повесть «Отель «У погибшего альпиниста» — самая легкая в творчестве гениальных братьев. Но при всей своей легкости ставит вопросы перед читателем весьма нешуточные. В столкновении двух цивилизаций, произошедшей в стенах горного отеля, ставятся перед читателем архиважные вопросы бытия. Земную цивилизацию, и в повести, и в фильме, представляет инспектор Глебски (один из лучших мужских образов в творчестве братьев Стругацких). Типичный служитель закона с прямолинейной логикой, он в результате драматических событий перерождается и разумом, и душой. В фильме это выражено сильнее, благодаря харизме латвийского актера Улдиса Пуцитиса и финальному покаянному монологу инспектора Глебски, который в повести отсутствовал. Фанаты повести Стругацких за этот самый монолог обрушили на авторов фильма шквал критики и негодования, забывая видимо, что у кино свои законы. Мне этот монолог, например, не кажется ни искусственным, ни надуманным, он здесь именно уместен в контексте того, что произошло в сюжете до этого.
Фильм вовлекает в себя сначала и до конца без остатка. Музыка Свена Грюнберга, позже написавшего пробирающие до костей ритмы к блокбастеру «Заклятие долины змей», гениальна. В отрезанном от остального мира горном отеле совершенно преступление, но Глебски уже зная, что в нем замешаны и представители неземной цивилизации, встает перед дилеммой; можно ли судить инопланетян по земным законам? Напряжение нарастает и нарастает, причем, обратите внимание, почти все действие происходит в закрытом пространстве, но напряжение действия не падает ни на минуту. В умении держать зрителя за горло, даже без больших бюджетов, нашим кинематографистам не было равных. Гениальна так же в фильме и операторская работа. В сценах танцев, подчас абсолютно сюрреалистических, полутонами и бликами выразительно подчеркивается оператором что-то нездешнее, зловещее, инопланетное, прорвавшееся ненадолго в наш мир. Но в старом отеле неземное и земное так тесно слилось вместе, что отличить инопланетянина от землянина совсем непросто. Инспектор Глебски вовлечен в смертельную игру; всего лишь один неверный шаг и роковой финал неизбежен…
Попытку братьев поиграть на поле чистого жанра, авторы фильма великолепно развили по всем законам саспенса, и даже в чем-то превзошли те построения, что предлагали писатели в своей книге. «Если бы знать» звучит здесь как лейтмотив всего действия. Если бы знать, если бы спасти, если бы мы были готовы к встрече с братьями по разуму, но, увы, все заканчивается трагедией…
Подчас о совсем тяжелых вещах братья умели говорить довольно легким языком, так и случилось с гениальной повестью «Отель «У погибшего альпиниста», а позже и с поставленным по ней фильмом. И повесть, и кино ставят актуальнейший вопрос о том, что наше человечество ещё вряд ли готово к контакту. И Глебски осознает это путем мучительной боли прошлого, мучающей его, но изменить он уже ничего ни может, зато нам, зрителям, остается надежда.
Страница фильма «Отель «У погибшего альпиниста»» в КЛУБ-КРИКе
Добавить комментарий