Как хорошо, что и в наше время хромакея, заштампованных сценариев и орущих спецэффектов, возникают случаи, когда мы можем говорить о жанровом кино, как о настоящем искусстве. И приятно вдвойне, когда предметом интеллигентной беседы становится фильм ужасов. Истинные поклонники кинематографа конечно же знают, что шедевр можно сделать абсолютно в любом жанре, и хоррор – не исключение. Давно пора отбросить примитивный стереотип, что картина ужасов – это низкопробная мясорубка, отвратительная для нормальных людей и вредная для психики и мозгов. Хоррор-приемы – это полноценные художественные методы для рассказа эмоциональной и драматичной истории. И в руках талантливого творца они обретают пронзительную силу, впечатляют и восхищают. Поэтому по сути эстетических фильмов ужасов снимается не меньше, чем по-настоящему качественных комедий, хороших боевиков, изящных мелодрам и отличных лент других жанров. Отсюда хоррор – полноправное кинематографическое направление, не хуже и не лучше других, в котором каждый год выпускаются выдающиеся картины.
«Тихое место» — однозначная авторская удача режиссера и актера Джона Красински, впервые создававшего «страшное» полотно и попавшего точно в цель. В основе сюжета – занимательная идея о том, что виновниками апокалипсиса могут стать монстры без зрения и обоняния, но зато с прекрасно развитым слухом. И формально трэшевая концепция гармонично вписалась в душераздирающее повествование о семье, отчаянно выживающей в мире без звуков. Мать, отец и трое детей проводят страшные дни в доме, снаружи контролируемом кровожадными тварями. Если случайно издать громкий звук, то монстры тут же нагрянут в поисках нерасторопной добычи. Поэтому родители и дети общаются жестами и ежедневно посылают сигналы SOS по радиостанции. Шансов на эвакуацию практически нет, но важно продолжать жить с маломальской надеждой…
Конечно Красински не ставил перед собой задачи сварганить тривиальную страшилку про то, как «чужие» жрут «своих». Можно сказать, что он вообще не снимал традиционный фильм ужасов, а делал экспериментальную апокалиптически-семейную драму с большой долей саспенса. Чудовища – лишь трагические обстоятельства, заставляющие простых людей приспосабливаться к новому ужасному миру. Главные герои не знают — почему это случилось и придет ли когда-нибудь помощь с «большой земли»? Но мать и отец продолжают бороться ради своих детей, ради их неизвестного будущего, просто ради того, чтобы они жили. А дети всё так же играют, спорят с родителями, любопытствуют, как и до конца света. Все мы смертны, но ценим жизнь, как ценнейший дар, практически в любых обстоятельствах. Потому «Тихое место», отбросив жанровую принадлежность, рассказывает о бескрайней и непоколебимой любви родителей к своим чадам, готовых защищать их любой ценой.
Что же до хоррора, то Красински снял поистине стилистически уникальное кино, где публику пугают заурядными звуками, не вызывающими особого беспокойства в повседневной реальности. Но во вселенной «Тихого места» любое неосторожное движение с опрокидыванием домашней утвари – потенциальная смерть. Щепетильная осторожность героев передается через экран практически на физическом уровне, когда ты сам в кресле кинотеатра не хочешь делать лишних движений и напряженно прислушиваешься к каждому шороху. Аудиоряд фильма выверен до мелочей, любой случайный звук дергает не хуже пресловутых скримеров. Даже если бы в картине ни разу не показали монстров, она и тогда бы пугала похлеще многих стандартных страшилок.
А монстры будут, и еще какие! С огромными зубами и ушами, отнюдь не человеческой наружности. Безумные и бездушные, руководствующиеся лишь охотничьим инстинктом. Красински не торопится показать их зрителю, оперируя в первую очередь ужасом неизвестности, но когда чудища предстанут во всей красе, особо впечатлительным мало не покажется! И здесь режиссер, при доминирующей тревожной атмосфере, из которой буквально соткана картина, постарался произвести максимально жесткое впечатление.
Совокупность нескончаемого напряжения, высокой драмы о любых жертвах ради любви, и натуралистичного кошмара там, где это требует сюжет, превращают «Тихое место» в первоклассный, умный и пронзительный хоррор, способный и напугать, и тронуть до глубины души. Картину Красински стоит посмотреть всем любителям психологических триллеров, а также ценителям качественных апокалиптических фильмов о выживших, стремящихся всеми силами остаться людьми, ставящих жизнь близкого человека выше своей собственной…
Много положительных отзывов на этот фильм. Стоит, наверно, посмотреть.
Да, Андрей, очень рекомендую. Это тот фильм, который сложно пропустить через себя с абсолютным равнодушием. Обязательно зацепит либо драматическая составляющая, либо круто реализованная саспенс-стилистика, которую нечасто встретишь в хоррорах последних лет.
Да, фильм отличный!
Да, Дима, в этом году я иду по пятам твоих просмотров 🙂 На очереди «Страна призраков» Ложье.
Тоже сходил в кино еще на премьерной неделе, и тоже остался более чем доволен. У фильма есть много напряжения, драмы, прочувствованного психологизма, действительно местами сердце замирало от возникновения каких-то вроде бы незначительных звуков, или ожидания этих самых звуков, эпизод с гвоздем и родами просто шикарный. Но, но, но….все-таки человеку свойственно чихать, сморкаться, пукать, храпеть во сне (как вот храп можно контролировать, спать в маске, которую они на свое дитё одевали?) и издавать другие непроизвольные звуки, ну не верю я, что совсем в полной тишине можно жить. И как они себе этот звукоизоляционный подвал тогда соорудили, без единого шороха и скрипа? И как можно было в такой обстановке в принципе допустить беременность (а по поведению героев возникает ощущение, что она была запланированной… возможно, из-за того, что случилось в начале фильма), зная, что при первом крике малыша его тупо могут сразу сожрать? Сами монстры хоть и злющие хищники, но внешне меня не особо впечатлили, разве что их слуховые органы любопытные, но тут на самом деле вся прелесть и не в них заключается. И концовка уж какая-то по-голливудски упрощенная получилась, так нагнетали-нагнетали, а потом бац — и все слили, при том, что ранее в фильме этот прием уже использовался, хотелось каких-то сюрпризов, но их не случилось. И тем не менее, 7 или 8 из 10 поставлю, Блант и Красински красавчики. 🙂
Это кино действительно оригинальное в своей интерпретации апокалипсиса, и конечно оно не совершенно с точки зрения придуманного мира и четкого действия всех его законов (хотя как я частенько замечаю, мы живем в реальном мире, в котором с точки зрения физики возможно всё в порядке, но его многие социальные законы и правила куда бредовее самой дикой фантазии). По структуре «Тихое место» — почти камерная драма, где тотальный трындец намеренно оставлен за кадром, а трагедия мертвого бытия раскрыта на примере одной семьи. Я уже слышал ряд негативных отзывов, основанных на том, что создатели обязаны были подробно рассказать, почему эти твари напали на Землю, почему армия не смогла с ними справиться, почему чудища имеют именно такую природу, почему у них такое восприятие звука, что их можно сбить с толку постоянным шумом реки и т.д. и т.п. Ну вот честно, мне подобные претензии просто смешны, потому что суть фильма вообще не в этом. Суть ужаса как раз в том, что главные герои понятия не имеют, что это за твари, почему они такие, где армия, и т.д. и т.п… По сюжету предполагается, что у них не только подвал, но и весь дом с высокой звукоизоляцией, при которой в принципе можно чихать, сморкаться, пукать, храпеть и т.п. Но тем не менее, конечно они все равно пугаются, когда случайно издают громкий звук — это просто подсознательный инстинкт самосохранения. И в характерном эпизоде, когда дети случайно «громыхнули» во время игры, монстры ведь их не услышали и не ворвались в дом, что как раз и подтверждает хорошую звукоизоляцию жилища. Ну а родители встрепенулись, как я сказал выше, инстинктивно, ведь они все равно не знают наверняка — насколько хорошо слышат эти твари. Может издалека и не слышат, а если будут находиться в этом момент совсем рядом с домом, то и услышат…
Касаемо беременности, Никита, ты сам ответил на вопрос. Это важнейший драматический смысловой элемент истории, когда герои хотят завести ребенка именно из-за того, что случилось в начале…И глобально говоря, Никита, как отец, могу сказать, что в этом деле вообще нет понятия «подходящего» или «неподходящего» времени. История показывает, что женщины беременели и рожали детей во времена всех мировых катаклизмов (включая мировые войны), безусловно в меньшем количестве, чем в относительно спокойные времена, но тяготы и лишения не останавливали людей от продолжения рода. Можно, конечно, допустить, что беременность героини была незапланированной, но они с мужем решили оставить ребенка, как раз по причине того, что случилось в начале картины. Как раз самый мощный посыл фильма в том, что родители должны ставить жизни детей выше собственных, об этом по сути вся история, и именно этот посыл объясняет кульминационный поступок одного из главных героев…
А вот касаемо не развязки, а именно финальной точки — согласен, она меня тоже несколько разочаровала, так как диссонирует с главным посылом, о котором я так много говорю выше. Из-за концовки я не поставил фильму десятку, а оценил на 9 из 10.
По-моему, у дома никакой звукоизоляции нет, она есть только в подвале, иначе бы они не ползали по нему как мыши. Там, где во время игры у детей что-то упало, им просто повезло, что никого рядом не оказалось, а ты вспомни тот самый момент с гвоздем, когда героиня уронила на пол рамку для фото, и через несколько секунд прибежал монстр. На самом деле, я не то чтобы сильно критикую кино за это, ведь так если подумать, захочешь жить — ко всему приспособишься, но просто есть некоторые сюжетные противоречивые нюансы, мешающие мне полностью поверить в происходящее на экране.
Тут не поспоришь с тем, что отдельные шероховатости действительно влияют на восприятие фильма, по себе знаю. Когда ты вроде как полностью погрузился в предложенный мир, и тут какое-то логическое несоответствие этой «реальности» просто вырывает тебя из нее..