Любому из нас временами снятся кошмары. Просыпаешься, и несколько мгновений страшно до чёртиков! Пусть во сне не было смысла, но некоторое время не по себе от послевкусия ужасающих образов. Причем сие ощущение по-своему ценно и удивительно, благодаря спонтанности и загадочности. Ты не можешь заранее заказать «страшный сон», а когда пробудишься, невольно хочешь его поскорее забыть. Своеобразность сновиденческого кошмара в том, что если отчетливо его помнить, и видеть некую структуру, то можно разложить всё по полочкам, а значит — перестать бояться. Ведь мы по-настоящему страшимся необъяснимой иррациональности, которая воплощается во сне. А соответственно один из рецептов впечатляющего кинохоррора может заключаться в бессмысленной беспощадности, когда Зло невозможно понять, и найти способ его остановить…
Турецкая короткометражка «Рейд» сделана как «Ад здесь и сейчас!» без пролога и эпилога. Формально у ленты есть условная завязка: наряд полиции едет по вызову к дому, где творится какая-то бесовщина. Но реально миниатюра снята ради череды крышесносных эпизодов, которые просто не описать, это надо видеть! То есть копы приезжают, входят в «обитель зла», а там…!!!! 11 минут хронометража пролетают незаметно, благодаря четко и динамично нарастающему саспенсу, детонирующему пиршеством визуальной жести. Не нужно объяснений, что ЭТО и откуда взялось. Это просто злобный скример, молотком хреначащий по нервам и мозгам.
«Страх порождает веру!» — говорит один полицейский другому перед облавой. Он выражается прямолинейно, говоря о сути религии, но применительно к дальнейшим событиям фраза имеет и другой контекст. Экранная дьявольщина настолько антигламурна и натуралистична, что мозг фиксирует её как нечто настоящее. У одних зрителей видеоряд вызовет стойкое отвращение, у других – мороз по коже, и вряд ли найдутся те, кто останется абсолютно равнодушным. Здесь «невообразимое» отлично работает как оголтелый шокер, как раз на уровне забористого ночного кошмара, и логические объяснения просто излишни.
По большому счету «Рейд» не стоит перехваливать, так как никакой художественной ценности он не несет, и де-факто является презентацией профпригодности режиссера в рамках выбранного жанра. В итоге Кан Евренол отбор прошел, заручился продюсерской поддержкой, и спустя пару лет выпустил одноименный авторемейк, названный в российском прокате — «Ключ от преисподней». И ради справедливости стоит отметить, что Евренол бережно перенес стилистику и визуал в полнометражный дебют. Вот только попытка персонализировать Зло и рассказать внятную историю не увенчалась успехом, как посчитали многие зрители. Козырь маленькой картины обернулся битой картой у большой. Но это не последняя работа у режиссёра с явными хоррор-способностями, поэтому надеемся на общепризнанную кинематографической победу в другом крупном проекте.
Где нашел?
На удивление не на ЮТУБе, а В Контакте:
https://vk.com/video-29649294_456239483
Осторожно! Русский матерный перевод! 🙂
Интересно. Короткометражные ужастики мне чаще нравятся.