Что главное в фильме ужасов? Сценарий? Пугающие спецэффекты? Игра актеров? Порой главным критерием для оценки «страшного фильма» становится атмосфера – трудноуловимый микс изображения, звука, настроения… У многих выдающихся представителей жанра – Дэвида Линча, Уэса Крейвена, Клайва Баркера – фильмы сильны именно атмосферой: трудноопределимой концентрацией кошмара, сна и ужасающей реальности.
«Ключ от преисподней» зацепил меня. Даже если вырубить у фильма звук, останется пугающее вязкое черное пространство с тревожными красными сполохами – кусок мяса в ведре, который несет кто-то в капюшоне, огни полицейской машины, уезжающей в ночное никуда, пятна света на фасаде заброшенного дома… и ближе к концу эти красные пятна соединяются в насыщенный поток цвета крови, заливающей абсолютно все на экране. Потрясающая работа с визуальными образами, погружающая почти в гипнотическое состояние.
А теперь добавляем звук. Сгорающее мясо. Влажное шевеление лягушек в ведре. Тихое бормотание придорожных бродяг, сплетающееся в мрачное пророчество. Звук терзаемой плоти. И дьявольский шепот лидера безумного культа.
Линейная история уже в первой трети начинает сворачиваться в петли, завитки, возвращаясь в начальную точку истории: придорожное кафе, где едят, сквернословят, ввязываются в драку и делятся самым сокровенным пятеро полицейских. Иногда история забрасывается дальше, в прошлое новичка Арда, чтобы поведать жуткую историю о призраке, мучающем его по ночам. В отличии от детальных до отвращения кадров в страшном доме, эта история подана диалогом двух человек – но снято это так, что не оторваться. Этот мистический треугольник: призрак из прошлого, мрачное кафе и страшный дом – начинает вращаться, наматывая на себя судьбы пятерых героев… а иногда и их кишки.
Всего этого было бы достаточно, чтобы сделать «Ключ от преисподней» ярким и самобытным представителем турецкого (!) хоррора, но начинающий режиссер Джан Эвренол идет еще дальше, и находит буквально на какой-то парковке жуткого антагониста – коротышку с обезображенным лицом, которому не нужен грим – достаточно осветить его так, чтобы душа ушла в пятки. Что ж, в кино монстры часто встречаются на парковках («Человеческая многоножка 2», «Парковка»), там почему бы там не водились и исполнители монстров. Мехмет Джеррахоглу выдает устрашающий перформанс, и то, что «Ключ» не стал его первой и последней работой, доказывает его мощный потенциал.
Я в курсе, что этот фильм понравился далеко не всем, но для меня в нем соединилось именно то, что я ищу в жанре: тайна, вязкая атмосфера страха, беспомощность перед лицом неумолимого зла – и настоящий талант тех, кто это кино делает. Браво!
Да, понятно также и альтернативное положительное мнение, что фильм нравится именно своей крышесносящей атмосферой. Здесь в зрительском восприятии важна та тончайшая грань, когда либо «здешняя тьма» тебя захватила, либо нет. Если захватила, то ты полностью в ней, и не пытаешь искать в повествовании какой-либо смысл, просто барахтаешься в омуте ужаса…А вот если эмоционального вовлечения не произошло, то тогда смотришь фильм отстраненно, находясь вне истории, и так как душа не зацеплена, то мозг начинает усиленно анализировать происходящее на экране. Поэтому если и разум не находит, за что ему ухватиться, то и общее личное мнение вырисовывается отрицательным…
Много о нем слышал, но не видел. Собственно, действительно есть фильмы незаслуженно презираемые. Например, «Человеческая многоножка» — какой умный потрясающий триллер! В тоже время ряд признанных хорроров часто не близки оказываются, взять хоть «Мученицы» те же, которые я считаю аморальным произведением.
Ну ничего себе, «Влажное шевеление лягушек в ведре. Тихое бормотание придорожных бродяг, сплетающееся в мрачное пророчество…» — это ж не отзыв, а целая песня! Может фильм-то пересмотреть, а?! *удивленно чешу лоб* 🙂 Вот пример того, что на мнения окружающих основываться не надо, если есть хоть малейший интерес, может получиться такое прекрасное впечатление от просмотра.
И кстати про «Мучениц»: на этой неделе в прокат выходит новый фильм Паскаля Ложье!! Кто идет? Я уже выжидаю расписание сеансов. :)))