Продолжаем изучать страшную советскую мультипликацию. Здесь нас ждет немало открытий и порой настолько страшных, что понимаешь — вот где за отсутствием своим в кино, таился истинный советский хоррор. Конечно для подобных сюжетов мультипликация представляла гораздо больше возможностей, и кроме того, именно в ней, зажатые нормами цензуры, режиссеры находили свою отдушину.
«Пер Гюнт» — экранизация классической пьесы Ибсена, не раз экранизируемой в мире и до и после этого мультфильма, в основном в кино формате. Я и их смотрел, но никогда не было так жутко, до колик в животе. Пьеса и фильмы, поставленные по ним, они в общем-то о молодом совсем человеке, ищущем свое призвание, свою цель, свою дорогу. Но его постигают бесконечные разочарования. Он вроде бы настигает ту самую цель, да только она как тень ускользает от него. И в момент самого страшного разочарования ему является некий Отливщик пуговиц, который как персонификация некоего демона судьбы и предлагает Перу доказать, что жизнь того не прожита напрасно. Пер с энтузиазмом берется за дело, ибо доказать Пуговичнику то, что тот просит для него, почти что последний шанс не оказаться в аду, где сущности, подобные Пуговичнику, правят свой страшный бал.
Я спокойно воспринимал данного персонажа во всех экранизациях этой вещи, а их было очень много. Но в случае с мультфильмом прекрасно понимаю, что он не предназначен детям. Я был нешуточно напуган этим персонажем, а посмотрел мультик где-то лет в 16… А если бы раньше? Так что никто не убедит меня, что хоррора в Советском Союзе не было. Был, и преобладал он именно в мультипликации! Если мы по отдельности соберем и выстроим в цепочку всех монстров и уродцев (язык не поворачивается сказать «рожденных больной фантазией», конечно), то цепочка будет выглядеть внушительно, очень внушительно. Почему же так страшно? — так и хотелось мне спросить хоть кого-то из советских мультипликаторов, ведь ребенок нечаянно может посмотреть в том числе и ваш, но ответа нет.
«Пер Гюнт» — мультфильм для взрослых, но и в детской мультипликации ужасов ведь было не меньше! Один «Калиф-Аист» чего стоит! В киношных экранизациях «Пер Гюнта» был еще какой-то дневной солнечный свет, ночь и день менялись местами, находилось место и солнцу, и юмору. Но в этом мультфильме мрак и депрессия от первого до последнего кадра, безысходность, жуткие сущности, подобные Пуговичнику, и непонятно — почему так? Ведь история в сущности о выборе пути совсем молодым человеком, здесь нужно было оставить место какому-то светлому моменту! Но нет, фильм игнорируя посыл исходной драмы Ибсена, которая все-таки о победе добра над мраком, заполнившим бытие, вгоняет меня как зрителя в полную безнадегу, ни оставляя ни лучика надежды, несмотря на то, что финал все-таки оптимистичен, ну хоть за это спасибо.
Не знаю, с чем связан этот выплеск мрачности уродливой и утробно страшной на излете 70-х — 80-х годов двадцатого века. «Разлученные», «Шкатулка с секретом» к примеру. Возможно режиссеры, как чуткие барометры, чувствовали близость перемен и отражали это в подобных сюжетах.
Добавить комментарий