Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Все наши дьяволы — образ злодея в советском и российском мистическом кино

 
Вий

Вий

Начать, конечно, следует с фильма, который все знают и любят, культового советского фильма ужасов, где впервые в нашем кино появляется шикарная злодейка Ведьма — Панночка, пугающая бурсака Хому до потери пульса. «Ко мне упыри, ко мне вурдалаки или Позовите Вия!» — прочно засело в памяти у многих, но думаю, что об этом персонаже написано, как и о самом фильме, очень много статей. Мы же сосредоточимся на менее известных отечественных мистических злодеях.

Сразу оговорюсь, речь в нашей статье пойдет именно об мистических злодеях, а не обыкновенных. Причем затронем мы частично и мультипликацию, и клиповое пространство, в котором я обнаружил, среди нагромождения однодневной попсы и трэша, один настоящий мини-шедевр.

Пер Гюнт

Пер Гюнт

Касаемо советской мультипликации. Злодеев мистического толка в ней можно насчитать предостаточно. Это и жуткий колдун «Калиф-Аист», и чудовищные, не похожие на привычный образ Три толстяка «Разлученные», более напоминающие монстров Иеронима Босха, и ужасающий трансформирующийся демон Э-э-эх «Ух ты, говорящая рыба», и подводный король «В синем море в белой пене». Но первенство в этом пантеоне образов я отдаю Пуговичнику из кукольного мультфильма «Пер Гюнт» (1979 г.), при том, что этот персонаж внешне мало напоминает чудовище; некий мужчина или старик, лицо которого вечно закрыто полами шляпы, а голос тих и вкрадчив. Его должность — некий демон судьбы, он постоянно встречается Пер Гюнту на её перекрестках. Но при всем при том именно этот пугающий в прямом смысле персонаж, делает этот непритязательный мультфильм настоящим хоррором. Умели наши мультипликаторы создавать по- настоящему страшных персонажей и страшные фильмы, хотя опять же в основе бессмертная классика. Меня никогда не пугали фильмы ужасов, но «Пер Гюнта» я не пересмотрю уже никогда, и именно из за этого кошмарного персонажа, будто напрямую взятого из страшных снов.

Доктор Барток и смерть

Доктор Барток и смерть

В «Голубом щенке» (1976 г.) симпатичен только сам главный герой — забавный щенок-гопник. Его же противники — пират, жулик-кот и прочие злодейские персонажи предстают аляповатыми кляксообразными химерами. В детстве мне от этого мультика было настолько не по себе, что я дал зарок никогда его не пересматривать даже взрослым. И заканчивая рассказ именно о мультипликационных злодеях, нельзя ни упомянуть «Доктор Барток и смерть» — экранизацию польской легенды, где бесстрашный доктор вступил в поединок с самой смертью. А она здесь выписана как самодостаточный персонаж в виде женщины-скелета, желающей погрузить мир в тьму разложения и хаоса, погасить свет жизни. Жутчайший мультфильм; смерть издевается, хохочет, преследует главного героя на фоне средневекового мира, погруженного в разврат, в похоть, в разложение.

Мио, мой Мио

Мио, мой Мио

В детском фэнтези с элементами хоррора «Мио, мой Мио» (1987 г.) мальчик, попавший в некое запредельное пространство, вынужден вступить в схватку с воплощением тьмы рыцарем Като (Кристофер Ли), превратившем одну из частей сказочной страны Желанной в мир вечной ночи. Редкий пример для отечественного детского кино, качественного сделанного детского фэнтези; фильм действительно так хорош, что ни прибавить, ни убавить. Кристофер Ли потрясающе органичен в роли демонического рыцаря с железным когтем, которым он вырывает детские сердца и вставляет вместо них камень. Эпизоды, где Мио с другом пробираются в логово рыцаря, постоянно подвергаясь опасности, стаи детских душ-птиц, кружащие над мрачным замком, подземелья, усыпанные скелетами — делают этот фильм редким образцом, где саспенс органично вплетен в пространство детского фильма. По тому времени большая редкость, ибо ужасов в советском детском кино старательно избегали.

Жажда страсти

Жажда страсти

С распадом Советского Союза резко возродилась мода на мистику, хоть и минимально начали появляться наши отечественные фильмы ужасов. О многих из них мы уже писали на страницах Клуба-Крик. В «Жажде страсти» (1991 г.) героиня, страдающая от деспотии мужа, в порыве отчаянья обращается к темным силам, и на её призыв является зеркальное отражение, некая демоница, воплощающая в себе все темные и потайные фобии своего земного двойника, происходит раздвоение. Начинается дьявольская мистическая игра, вакханалия темных сил, втягивающая в себя и убивающая всех, кто окружает героиню.
Анастасия Вертинская мастерски показывает обе сути своей героини, и дьявольскую, и земную. Можно смело сказать  это один из самых лучших злодейских мистических образов в нашем кино.

Люми

Люми

Нельзя конечно в такой статье ни вспомнить инфернального монстра «Люми», терроризирующего прибалтийский хутор, гостя из неведомого людям мира, приходящего раз в сто лет с таинственной миссией, весьма колоритный злодей. Так же хочу вспомнить одну роль и один фильм, где как бы и не артист, а певец по призванию, Валерий Леонтьев сыграл одного из самых фантастических злодеев в истории нашего кино. Правда фильм этот мало кто видел из-за того, что прокат в те годы почти что умер. Белый маг, ставший на путь предательства и ставший воплощением темных сил, мечтает ввергнуть мир в хаос и силой магического пентакля вызвать апокалипсис. Неоднократно пересматривая этот первый наш мистический боевик «Экстрасенс» (1992 г.), несовершенный и неровный, но потрясающе искренний, я отмечаю, что Валерий, так же в песнях, выложился здесь на все сто.

Прогулка по эшафоту

Прогулка по эшафоту

Потрясающе также игра Бориса Плотникова в роли непостижимого нечто — «Прогулка по эшафоту» (1992 г.). Сущность, встреченная молодой парой в лесу, постоянно меняет обличья, причем делает это актер одной только актерской органикой и мимикой. Ни герои ни зритель так и не узнают, что же прячется под обликом этого лесного юродивого, то ли спятивший демиург, то ли падший ангел, но только это один из немногих фильмов в девяностые годы, напугавший многих, а о персонаже Бориса Плотникова написаны множество статей.

Прикосновение

Прикосновение

Не могу ни упомянуть в этом обзоре и говорящий портрет «Прикосновение» (1992 г.) — один из самых страшных злодейских образов в нашем мистическом кино, и это при том, что сам актер представлен в фильме только портретом своего якобы умершего персонажа. И заканчиваем мы наш обзор клипом «Любовь и смерть» певицы Вики Цыгановой (1996 г.), снятом, что большая редкость, как маленький полноценный фильм, от начала и до конца. Собственно это и должен был быть изначально полноценный художественный фильм, но как всегда не сложилось, и родился вот такой клип-история на красивую песню, где герои через пласты времен и пространств перерождаясь встречаются вновь и вновь, неся огонь своей любви как свечу. А их преследует дьявол (Борис Романов), каждый раз убивая то мужчину, то женщину, но в конце концов любовь побеждает смерть окончательно. Обычно играющий в кино хрупких и инфантильных персонажей, актер здесь совершенно неузнаваем.

Надеюсь, вам понравился мой краткий обзор мистических злодеев нашего кино. Даже далеко не о всех я здесь рассказал, но ниже привожу фильмографию —  Мистические злодеи нашего кино:

«Вий» — Панночка, Ведьма.
«Голубой щенок» — пират, кот, рыба пила.
«Разлученные» — три толстяка
«Ух ты, говорящая рыба» — демон Ээ -эх
«В синем море в белой пене» — подводный король
«Там на неведомых дорожках» — Кащей
«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» — смерть
«Сказка странствий» — чума
«Мио, мой Мио» — рыцарь Като
«Пер Гюнт» — пуговичник
«Как тоску одолели» — демоница тоски
«Доктор Барток и смерть» — смерть
«Жажда страсти» — двойник
«Прикосновение» — говорящий портрет
«Люми» — Люми
«Прогулка по эшафоту» — некто
«Мастер и Маргарита» — Воланд
«Роковые яйца» — Воланд
«Экстрасенс» — китаец
«Волшебный портрет» — злой китаец
«Келе» — демон
«Притяжение» — оборотень
«Полнолуние» — оборотень
«Ночной / Дневной дозоры» — Завулон

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Все наши дьяволы — образ злодея в советском и российском мистическом кино

Добавить комментарий

  

  

2 × = 2