Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Самое зловещее… — ужасы в советских экранизациях классики.

 
Медвежья свадьба

Медвежья свадьба

Итак, мы продолжаем серию тематических статей об хорроре в советском кино. На этот раз речь пойдет как об экранизациях русской классики, так и зарубежной, и ужасов здесь наберется предостаточно. Ведь имея запрет на ужасы в целом в советском кино, кинорежиссеры, которым выпадало экранизировать классику, непременно что-то подобное на экран протаскивали, пользуясь прикрытием великих.

И пусть читатель, тебя подобное улыбнуло, может быть, но действительно это так. Самое зловещее таилось именно там в рудиментах бессмертной классики, казалось бы изученной вдоль и поперек. Прошло время, и вот оно прорвало железный занавес и подготовило хоррор-революцию девяностых годов. В этом смысле почти каждого нашего советского кинорежиссера можно было иронично или как угодно можно было назвать хоррормейкером. Пусть это были эпизоды, мимолетные, почти незаметные, но впечатляли они больше, чем вся голливудская хоррор-кинокультура вместе взятая.

Майская ночь, или Утопленница

Майская ночь, или Утопленница

Начнем с первого нашего отечественного советского фильма ужасов и практически до «Вия» последнего — «Медвежья свадьба» (1925 г.), экранизация пьесы Анатолия Луначарского, сюжет которой он в свою очередь позаимствовал у Проспера Мериме. В черно-белом и немом фильме хоррор-сюжет о юноше-оборотне развивался быстро и стремительно. Это, пожалуй, был блокбастер тех времен, тем более, что ужасы вообще для страны советов были чем-то запредельно нездешним. Но этот опыт повторить не удалось, ужасы в стране советов ни привились, ну разве что в тридцатые Александр Роу создал «Василису Прекрасную», которая до сих пор является эталоном сказочного ужаса. Был еще ужастик фантастический — «Гибель сенсации», по пьесе чешского классика Карела Чапека, и вот, пожалуй, всё, что удалось в этом жанре в удушающую сталинскую эпоху.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Вечера на хуторе близ Диканьки

В сороковые годы знаменитые братья Васильевы хотели снять экранизацию Пушкинской «Пиковой дамы», но что-то не понравилось Сталину, и фильм запретили, мистический эпизод явления графини Герману в интерпретации авторов «Чапаева» мы так никогда и не увидим. Пропустим «Кащея Бессмертного», ибо несмотря на то, что в основу сюжета взяты русские былины, это все-таки был соцзаказ для подъема патриотизма. А вот позже Роу создал две замечательные экранизации Гоголя, обе с огромным количеством хоррор-эпизодов, «Майская ночь, или Утопленница» (1952 г.) и «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1962 г.). Эти экранизации настолько канонические и настолько пропитаны гоголевским духом, что начавшаяся в те годы мода на Гоголя привела кинематографистов тех лет к желанию экранизировать самую страшную его новеллу — «Вий». И, слава богу, это получилось. Александр Птушко, другой великий сказочник нашего кино, создал грандиозное действие, наполненное сонмом чудовищ. Работа гримеров и декораторов в этом фильме филигранна и вызывало зависть даже у голливудских кудесников.

Последнее дело комиссара Берлаха

Последнее дело комиссара Берлаха

Так же не могу ни упомянуть сцену с башмачкиным призраком в «Шинели» (1959 г.) поставлена эта сцена филигранно и жутко, хотя в то время о хорроре мало что кто знал. В 1971-м году был создан атмосферный и не менее интересный, чем фильм Масленникова, телеспектакль «Собака Баскервилей», где зловещего Стлэптона сыграл Кайдановский Хоррор-эпизоды в нем были очень на уровне, и в чем то не уступают снятому позже отдельному фильму по этой вещи. В «Солярисе » Тарковского ужасов тоже хватает, одни только бесконечные возрождения Хари чего стоят, да и пустые интерьеры станции добавляют колорита к атмосфере безнадеги. Очень тяготел к хоррору разноплановый кинорежиссер Василий Левин. Кроме того, что он снял, наверное, самый мощный и страшный советский хоррор «Последнее дело комиссара Берлаха» (1972 г.), в «Капитане Немо» (1975 г.) немало страшных эпизодов; в основном это сны Аранакса и гарпунщика Неда, наполненные зловещими символами и видениями. А также одним из самых страшных эпизодов нашего кино является явление некоего океанского монстра. Во время прогулки героев по дну, он появляется на доли секунды, но впечатляет больше, чем все голливудские монстры вместе взятые. Игорь Масленников снял в эти годы эталонную экранизацию Шерлока Холмса, и в ней хоррора было таки просто предостаточно, особенно, конечно, в «Собаке Баскервилей».Позже Масленников снял пушкинскую «Пиковую даму» (1982 г.), где была сцена явления Герману старухи-призрака.

Злой дух Ямбуя

Злой дух Ямбуя

Очень много экранизаций классики в те годы было в мультипликации, в том числе и жутких хватало, чего стоил один только «Пер Гюнт» (1979 г.) с его депрессивным видеорядом, «Разлученные» (1980 г.) трактовали канонический роман Олеши совсем в жанре классического хоррора, и таких примеров было много. «Злой дух Ямбуя» (1976 г.) — природный хоррор о медведе-каннибале, и «Дикая охота короля Стаха» (1979 г.) — прямо-таки образцы редкого советского канонического хоррора.

Михаил Швейцер, главный по экранизациям классики в Советском Союзе, вроде бы далекий от подобного жанра, в «Маленьких трагедиях» (1979 г.) просто превзошел самого себя! В детстве имев несчастье посмотреть, как статуя Командора отвечает кивком головы на дерзкий вызов Дон Жуана (Владимир Высоцкий), а потом является ему во всем своем зловещем великолепии и застав с Анной забирает того в ад, стал заикаться. Да что говорить, «Маленькие трагедии» в трактовке этого режиссера — просто чистый хоррор, один «Пир во время чумы» чего стоит! У Пушкина даже, извините, помягче было!

Десять негритят

Десять негритят

Также очень хороша и наша экранизация «Женщины в белом» (1981 г.), хоть это и не хоррор, а детектив, но виды морского побережья и зловещие убийства очень атмосферны! Очень хороши, каждая по своему, две экранизации Агаты Кристи восьмидесятых годов «Тайна черных дроздов» (1984 г.) и «Десять негритят» (1987 г.). И если первая — классический детектив, то вторая прямо-таки настоящий канонический, пропитанный атмосферой ледяного ужаса, хоррор! Так же немало страшных сцен в «Искушении Дона Жуана» (1985 г.) того же Василия Левина, вольной трактовке истории о Дон Жуане (Ивар Калныньш), где он противостоит каменному командору в борьбе за сердце Анны. Сцена, где командор обращает Жуана в камень, не менее жутка, чем у Швейцера.

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты

«Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1982 г.) — экранизация одноименной рок-оперы, получилась стильной, жуткой, и атмосферной, отчасти благодаря великолепному дуэту двух актеров Хоакин (Харитонов) и Смерть (Филиппенко), в свое время фильм стал лидером проката. И уже на излете Советского Союза были сняты две экранизации классических ужастиков Алексея Толстого «Семья Вурдалаков» и «Упырь». Большими событиями эти неровные фильмы, к сожалению, не стали, но открыли собой новую эпоху, когда жанр «хоррор» перестал быть запретной темой.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

× 7 = 14