Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Рецензия на трэш-сатиру «Немецкая резня бензопилой» (Das deutsche Kettensägen Massaker, 1990)

 

кадр 1Тем, кто грезит увидеть немецкий ремейк знаменитого дебюта Тоба Хупера, стоит обратить свой взор, прежде всего, на «Баррикаду» Тимо Розе, постановщика с необычным клиповым стилем (пусть никогда он не работал в музыке). А фильм, известный под заглавием «Немецкая резня бензопилой» модного впоследствии театрального мастера, infant terrible немецкой сцены, Кристофа Шлингензифа (1960 – 2010), многих, безусловно, приведёт в негодование.
Кино авторства Шлингензифа малоизвестно русскоязычному зрителю. Ни один его фильм не был переведён на русский язык, хотя любой киноман, увлечённый как хоррором, так и авангардом, хоть раз слышал фамилию Кристофера. Может даже сложиться неверное представление, что Шлингензиф всегда занимался театром, а вот кино было его побочным увлечением. Но в реальности Шлингензиф с детства интересовался киноискусством и был тотальным синефилом, не меньше чем Квентин Тарантино. Он смотрел по несколько фильмов каждый день, восхищался Луисом Бунюэлем, Райнером Вернером Фассбиндером, в тоже время никогда не проходил мимо жанрового кино. Собственно, и его самый известный фильм является отсылкой не только к шедевру Хупера, но и к «Психо», а также «У холмов есть глаза». Да мало ли чем мог вдохновляться скандальный паяц!
Шлингензиф стал баловнем судьбы в большей степени, чем месье Бебель, поскольку довольно быстро вошёл в кулуары немецкой богемы. Если Вима Вендерса, к примеру, работы Шлингензифа приводили в ужас, то Удо Кир и Тильда Суинтон почувствовали в Кристофе определённый потенциал. Как художник он, безусловно, неоднороден, к тому же больше раскрылся в театре, где он активно стал работать в 1990-е гг., резко сократив свою деятельность для экрана. Собственно, большинство поздних фильмов Кристофа представляют собой зрелище на стыке кино и видеоарта, а его лебединая песня была увенчана номинацией Берлинского кинофестиваля.
кадр 2Если судить по «Немецкой резне бензопилой», то можно сказать, что Кристоф не понимал, как делается кино и шёл, как многие любители, методом проб и ошибок. Кстати, юное дарование так и не приняли в киношколу, да и обучение в университете по отделению истории культуры и философии он так и не закончил. Зато судьба даровала ему встречу со своим кумиром Райнером Вернером Фассбиндером на исходе его жизни, хотя подробности этой встречи история скромно умалчивает.
Как постановщик Шлингензиф так и остался дилетантом, пусть ряд современных обозревателей и находят некий метод в чистом эпатаже. Если Роза фон Праунхайм, безусловно, вошёл в историю немецкого кино не только как основатель «голубого» направления, но и как абсолютный нонконформист по стилю, умышленно снимая как бы подражания «любительскому» кино, то Шлингензиф не мог избавиться от комплекса провинциального неудачника, волей случая вошедшего в официальный кинематограф. Если говорить словами обозреваемого фильма, режиссёр, подобно восточногерманскому жителю, мечтал перебраться через стену, отделяющую профессиональное кино от подзаборного, забулдыжного, которым можно похвалиться разве что за стаканом горячительного в дешёвом баре, уплетая за обе щеки колбасу. Режиссёр не открыл Германию, а лишь перенёс сатирический подтекст оригинала в нужное время, когда как раз падала берлинская стена, норовя погрести под собой и Шлингензифа со всеми его амбициями и любимой механической пилой.
кадр 3Поклонники классического фильма Тоба Хупера «Техасская резня бензопилой», копия которого ныне хранится в музее кино в Нью-Йорке, испытают, мягко говоря, культурный шок, видя как 30-летний немец пытается строить из себя Кена Рассела или Душана Макавеева, играя в китч и будто бы фрейдистски трактуя текущий политический момент. Но если шедевр Хупера ничуть не устарел по мысли, ибо непонимание между горожанами и сельскими жителями будет всегда и везде, то «Немецкая резня бензопилой» мигом была забыта, не принеся режиссёру никаких дивидендов.
Ныне, смотря плохо снятый на дешёвую vhs-камеру фильм, можно ужаснуться не только от неловко вставленных в повествование документальных кадров эпохального события 1990 года, но и от постыдной буффонады. Трэш-стиль Макавеева трансформировался в деревенское комикование, гротеск перерос в невыносимый китч, а общая провинциальность истории склоняет к мнению, что Шлингензиф так и остался деревенским дурачком из Оберхаузена, хоть с годами и обзавёлся модными очками и не менее модной щетиной с проблесками седины. Провинциальность мышления, неумение ходить, как по натянутому тросу, по тонкой грани китча и пошлости, как это делал Кен Рассел, чисто механическое воспроизведение приёмов Фассбиндера и Праунхайма и, конечно, нарочито громкое название, так, чтобы продать, словно западногерманскую колбасу, свой magnum opus янки – вот что отличает этот культовый в определённой среде фильм. Но колбаска-то чем-то попахивает, повар явно собак и кошек наловил, а не благородных племенных жеребцов.
Скроенный по лекалам шокирующих эстетско-политических фильмов Кена Рассела и Душана Макавеева, приправленный перчинкой социального гротеска герр Райнера и упокованный в жанровую оболочку шедевра парня из Техаса, fright flick Шлингензифа, увы, несъедобен. И, может, действительно, лучше всего, уйти, как Вендерс, с берлинского показа, дабы не краснеть за некогда хороших актёров, осиротевших после смерти Фассбиндера, ломающих комедию у выскочки из Оберхаузена, строящего из себя шеф-повара колбас и знатока механических пил.

3,5

Страница фильма в «КЛУБ-КРИКе»

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

5 комментариев Рецензия на трэш-сатиру «Немецкая резня бензопилой» (Das deutsche Kettensägen Massaker, 1990)

Добавить комментарий

  

  

8 × 1 =