Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Планета судьбы — рецензия на фантастический фэнтези-триллер «Подземелье ведьм» (1990 г.)

 

Подземелье ведьм - кадр 1После выхода фильма на него обрушилась разгромная критика, особенно в журнале «Советский экран». Фильм ругали почти все деятели от кино, и может быть отчасти справедливо, но вот зрители голосовали рублем, и в прокате он свое собрал, став по сути лебединой песней советской космической фантастики. В самом деле, и в девяностых фантастику снимали, но на такую роскошь, какая была в «Подземелье…», денег бы никто бы уже, конечно, не дал (согласитесь, чего стоят одни только декорации инопланетного подземелья). Потому-то кинофантастика девяностых склонялась больше к психоделике или хоррору, не требующих больших затрат на производство фильмов. Разумеется ни о каком качестве спецэффектов речи не шло, по-моему, первые фильмы, где были применены комп-эффекты, это «Волшебный портрет» (1997 г.) и «Роковые яйца». А до этого было много низкобюджетных, но довольно неплохих фильмов, которые делались на стыке фантастики и хоррора и очень хорошо смотрятся до сих пор. «Люми» (1991 г.) «Час оборотня» (1991 г.), «Четвертая планета» (1994 г.) и многие другие. В девяностые годы много экранизировали Брэдбери и Саймака, потому что многие рассказы этих авторов не так уж затратны при вложениях.

Подземелье ведьм - кадр 2Жаль упущенных возможностей, но и наше отечественное кино могло бы рождать отечественных Спилбергов и Лукасов, и Юрий Мороз уже одной этой работой претендовал бы на лавры одного из них. Пересмотрел недавно все части «Звездных войн», а потом для сравнения и «Подземелье ведьм» пересмотрел, и что бы думали? «Звездные войны» в очередной раз оставили меня равнодушным, а «Подземелье» неожиданно вызвало приступ нежной ностальгии по чему-то далекому и утраченному нами, увы, навек. А ведь неплохо, очень неплохо для того времени, и местами захватывает нешуточно, вот только малость чего-то не хватило, ну только малость. И если бы мы вместо всяких «Аварий — дочерей мента», «Шакалов» и прочей мусорной дряни, которую давно уже смело время метлой справедливости, снимали вот такое, то может быть не потеряли бы еще одно поколение, кто знает? Вещь действительно сильная, ностальгически мощная, «Звездные войны» рядом не валяются, несмотря на полное их превосходство в спецэффектах. Если смотреть не столько глазами, сколько душой и сердцем. Все наши беды оттого, что мы умеем сделать конфетку из чего угодно, но делаем ее из самого для этого неподходящего материала. А у американцев наоборот.

Подземелье ведьм - кадр 3При желании можно конечно и в «Звездных войнах» найти немалые толики смысла, но только они изрядно спрятаны за столпами стомиллионных спецэффектов и компьютерных персонажей. У меня к «Подземелью» масса претензий, о них я не раз говорил, но что мне реально нравиться в этом фильме, так это великий романтический пафос, и романтика космоса, которой, увы, так и суждено было умереть после этого фильма, потому что в девяностых востребованы стали голые задницы, а не космос. За двадцать лет после выхода «Подземелья» тема космоса была затронута только два раза; «Азирис Нуна «(2005 г.) и «Обитаемый остров» (200 г.) — фильмы эти более приближены к голливудским стандартам, но в памяти, как не странно, все равно полукартонное «Подземелье ведьм». К тому же, касаясь темы Клуб-Крика, в сценах провала миссии землян на дикой варварской планете, режиссер смог умело выстроить хоррорную составляющую и временами действительно страшно, будто сам присутствуешь там в гуще событий. Могу смело сказать, что это действительно фантастический триллер как он и позиционировался на афишах того времени, только, к сожалению, слишком неровный; чувствуется неопытность режиссера, это был его первый крупный фильм.

Подземелье ведьм - кадр 4Булычев писал в давнем интервью, что сильно огорчен тем, как со времен «Планеты Бурь» (1962 г.) обесценились романтические ценности. Пацаны восьмидесятых грезили уже не подвигами и космосом, а импортными шмотками и жвачкой. Я так полагаю, написав этот сценарий в эпоху распада нравственных ценностей, автор хотел хоть как-то сделать инъекцию романтики в тронутые тлением цинизма души подростков, хотя и понимал, что затея почти безнадежна. Что же, он угадал здесь, но, к сожалению, эта была последняя романтическая космическая инъекция, малоудачная в техническом исполнении, после которой автор, разочаровавшись в советской кинофантастике, окончательно ушел из кино. После «Подземелья» безденежье убило на корню такой мощно задуманный проект, как экранизация «Перевала»! А ведь целое поколение было воспитано этим замечательным романтико-фантастическим романом. И даже в наше время говорить об его экранизации уже не приходится, очень жаль.

Подземелье ведьм - кадр 5Беда этого фильма в том, что его начали снимать в одной эпохе, а закончили в другой. За три года до шедеврального «Парка Юрского периода» наши кинематографисты задумали нечто, почти что тот же инопланетный парк Юрского периода по-нашему, но в итоге, то ли по причине мало выделенных денег на фильм, то ли еще почему, получилось как всегда в советской фантастике картонно и удручающе. Увы, я хоть и люблю этот фильм по причине любви ко всему булычевскому творчеству, полной удачей его назвать не могу, смотрю только из-за потрясающе сделанного финала. Очень хороши интерьеры подземелья, криптомузей, роботы, финальная схватка с Октин Хашем, романтический пафос фильма, бередящий душу, наложения силовых полей, но динозавры, мамонты и птеродактили сделаны халтурно, просто ужасно. Хочется просто спросить этих кукольников, работавших на фильме; вы с анатомией динозавров хоть мало-мальски были знакомы? Не ахти какой в этом же плане «Лиловый шар» по кукольной части был снят куда лучше.

Подземелье ведьм - кадр 6Булычев — очень кинематографический писатель. Но везло ему больше именно в тех экранизациях, которые не касались космоса, более бытовых что ли. А Кир мечтал о русском Голливуде с сохранением смысла и мысли, он не раз об этом говорил, но каждый раз его усилие сотворить что-то прорывное в советской кинофантастике разбивалось о самодурство и всесилие чиновников от кино, которые, обратите внимание, говорили: «Игорь Всеволодович, когда вы уж успокоитесь? Советскому народу или детям подобное кино не нужно». Разыщите и почитайте его воспоминания в журнале «Если» за 1999 год. И вот горький список не его поражений, а поражений киночиновничьего самодурства. Абсолютно новаторскими замысливались следующие фильмы; «Через терний к звездам», «Гостья из будущего», «Лиловый шар», «Подземелье ведьм». Вы знаете, чем душили эти фильмы? Тем, что не давали денег, а те что давали, и то резали. Фильмы вышли беднее в техническом плане, но от этого любить их мы не перестали никак. Вселенная Булычева осталась с нами, а эти чиновники где?

Страница фильма «Подземелье ведьм» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

30 + = 31