Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Советские и российские хоррормейкеры.

 
Василиса Прекрасная

Василиса Прекрасная

В Советском Союзе разумеется ужасов в кино не было и в принципе не могло быть, но так ли это — давайте попробуем разобраться. Нет, разумеется они были, просто из-за того что советский строй этот жанр не жаловал, подобных фильмов было минимальное количество, и, как правило, подобные попытки были замаскированы чаще всего под былины, сказки, легенды. Самым ярким и последовательным в жанре сказки или народной былины был, разумеется, Александр Роу. Автор статьи совершенно справедливо считает два его фильма «Василиса Прекрасная» и «Кащей Бессмертный» эталоном сказочного ужаса. Более того, это практически и были наши первые советские фильмы ужасов. Кошмарный трехголовый огнедышащий змей, гигантский паук, эталонная Баба-Яга, приближенная в отличии от поздних экранизаций к стандартам хтонического первобытного ужаса. Кащей, похожий на живой скелет — настоящий всадник апокалипсиса с гравюры Дюрера. Бесконечно жаль, что в поздних фильмах Роу не продолжил подобную стилистику, переведя устоявшиеся образы, например ту же Бабу-Ягу, в балаган, в комикование.

Вий

Вий

Что же касается другого последователя жанра былины Александра Птушко, то об ужасах в его ранних фильмах говорить как-то не приходится. Даже Змей Горыныч в «Илье Муромце» получился откровенно картонным против змея Роу в «Василисе Прекрасной». Но позже талант Птушко создавать чудовищ в полной мере воплотился в шедевре жанра хоррор — экранизации повести Николая Гоголя «Вий». Впрочем для Птушко этот опыт так и остался единственным, так же как и для молодых режиссеров Кропачева и Ершова, к которым Птушко был приставлен руководством просто спасти фильм от провала. Птушко действительно помог своей богатой фантазией и талантом; изначально задуманный как более реалистический проект, фильм наполнился сонмом чудовищ, которым позавидовал бы даже сам Босх. Фильм окупился не единожды, был закуплен для проката многими странами, но жанр ужаса в Советском Союзе так и не возродился. Всё, что пытались сделать режиссеры в семидесятые — по сути жалкие крохи. Более того, я не раз писал, что тенденция была такая, что любой фантастический или хоррор-фильм существовал в фильмографии режиссеров тех лет как правило в единичном экземпляре, исключая может быть главного по фантастике Ричарда Викторова. Режиссеры снимали такие фильмы как отдушину от «революционных» и «производственных» тем, главенствующих в то время, но потом, как правило обруганные критикой, возвращались на ту же стезю.

Дикая охота короля Стаха

Дикая охота короля Стаха

Ну сколько ужасов мы можем насчитать, например, в семидесятых годах двадцатого века? Можно пересчитать по пальцам одной руки.»Злой дух Ямбуя » (1977 г.) это да, пожалуй чистый хоррор природный, но в фильмографии режиссера Бориса Бунеева этот опыт единственный. Ещё один чистый хоррор тех лет, это «Дикая охота короля Стаха» (1979 г.) режиссера Валерия Рубинчика. Ну вот, пожалуй, и все, остальные ужасы, как не странно, проявлялись элементами в кинофантастике, все-таки её было больше. Возрождение Хари в «Солярисе» Тарковского, чудовищно стерильный жутковатый мир роботов в «Отроках во Вселенной «, стильный космический космотриллер Пестрака «Дознание пилота Пиркса», уничтожение пришельцев в экранизации Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста» зловещая зона в «Сталкере» того же Тарковского — вот примеры ужасов в кинофантастике.

Пестрая лента

Пестрая лента

В 1979-м замечательный кинорежиссер Игорь Масленников начал снимать нашу телеверсию «Шерлока Холмса». Несколько новелл в этом телецикле прямо подходят под категорию хоррор, например «Пестрая лента». А уж экранизация «Собаки Баскервилей» получилась совсем эталонной, примером стильного советского хоррора. Позже Масленников снял пушкинскую «Пиковую даму», где была жутковатая сцена явления Герману старухи-призрака. А еще позже на излете Советского Союза мистическую драму «Филипп Траум» (1989 г.), о явлении Сатаны в маленький немецкий городок.

День гнева

День гнева

Гораздо больше ужасов было в советской мультипликации, но это уже тема для отдельной статьи, смотрите опубликованные раннее Монстры мультипликационного сознания. Позже в восьмидесятые ситуация едва ли улучшилась; по прежнему в кинофантастике ужасы проявлялись элементами. «Звездный инспектор», «Лунная радуга», «День гнева» (1985 г.) — правда уже пример чисто фантастического хоррора, но опять же для авторов данного фильма это так и остался лишь опыт, не совсем удачный, кстати. Попробовал себя в жанре «хоррор» автор производственных и колхозных лет Алексей Салтыков («Председатель»), но судя по результату, этот опыт оказался настолько неудачным — «Крик дельфина» с треском провалился в прокате.

Господин оформитель

Господин оформитель

Первыми чистой хоррор-лентой после долгого перерыва стал «Господин оформитель» (1988 г.) Олега Тепцова — постмодернистская манерная драма, которую все-таки можно причислить к жанру «хоррор», лента приобрела статус культовой. Позже Тепцов сняв хоррор-фантасмагорию «Посвященный» (1989 г.) и ушел из игрового кино. Были ещё хорроры чисто фантастические — «Письма мертвого человека» Лопушанского и «Человек-невидимка» Александра Захарова, но к концу восьмидесятых стало ясно — своего Карпентера или Уэса Крэйвена нам, конечно, не видать, ситуация не та.

Люми

Люми

Когда рухнул Советский Союз, и интерес к жанру наконец возродился, косяком пошли многочисленные фильмы ужасов, и многие из них были довольно низкого качества. Только в одном ситуация не поменялась; в фильмографии новых российских режиссеров фильмы ужасов так же были единоличными опытами. Режиссер Александр Татарский, автор теледетективов, снял стильную, неплохую экранизацию «Упыря» Алексея Толстого — «Пьющие кровь», Владимир Брагин — ироничный хоррор «Люми», а позже ушел навсегда в сценаристы, написав «Хаги – Траггера», «Девять неизвестных» и «Алхимика». Все эти истории в жанре хоррор имели немалую долю успеха, лишь «Алхимик», пожалуй, прошел незамеченным.

Жажда страсти

Жажда страсти

Актер и режиссер Андрей Харитонов снял на излете эпох пожалуй самый стильный, пугающий и завораживающий хоррор — «Жажда страсти», хотел снимать и дальше, но не дали смутные девяностые годы. Ещё, пожалуй, отмечу два первых наших фильма об оборотнях — «Час оборотня» Игоря Шевченко и «Полнолуние» Александра Бурцева. Второй, кстати, в отличии от первого, был в широком прокате. Ну обо всяких дешевых кооперативных киноужасах как-то даже упоминать не хочется, тем более, что от безденежья иногда это делали довольно приличные советские режиссеры.

Упырь

Упырь

Ещё упомяну Сергея Винокурова, снявшего «Упыря»(1997 г.), хоррор-статус которого у многих киноманов до сих пор является культовым. Да, как видим, и в девяностые годы фильмы ужасов в фильмографии режиссеров были единичным случаем. Пожалуй только кинорежиссер Игорь Шавлак, гораздо позже после хоррора «Семья вурдалаков» (1990 г.) вернулся к жанру ужасов, сняв «Путевого обходчика» (2007 г.), но фильм оказался настолько провальным, что вверг своего создателя в чудовищные долги, и он вынужден был бежать из страны.

Невеста

Невеста

Так что подводим печальные итоги; о какой-то последовательности и школе русского кинохоррора говорить не приходится, каждый тут идет своим путем, методом проб и ошибок. На излете девяностых большая надежда возлагалась на Николая Лебедева, но тот, сняв три замечательных хоррора, ушел в другие жанры, в искательство. Сейчас главной надеждой хоррормейкерства называют Святослава Подгаевского («Пиковая дама: Черный обряд», «Невеста»). Что же, поживем-увидим, главный фильм этого режиссера ещё впереди.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Советские и российские хоррормейкеры.

  • Александр, и вновь браво! Так мы реально отечественный хоррор исследуем вдоль и поперек! Пусть школы киноужасов у нас пока нет, но как не крути, единичных представителей немало.

  • Отличная статья!
    Но я все-таки настаиваю, что без «Последнего дела комиссара Берлаха» этот список не будет полным. Так что Левин в списке наших хоррор-мейкеров бы хорошо подошел. Ну и Мкртчян зря обойден вниманием…

Добавить комментарий для Алексей Петров Отменить ответ

  

  

12 − 3 =