КРИК-НОВОСТИ

 

ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Минутка грусти — рецензия на фильм «Постель, в которой спишь» (The Bed You Sleep In, 1993)

 

кадр 1На задворках Голливуда, в 10 милях от гуру деконструктивизма Джима Джармуша, на тёмной стороне Твин Пикса, где пронзительно кричат совы, сигнализируя о наступлении ночи, в лесу, где зелёные исполины качают кронами, повинуясь порывам ласкового ветра, Джон Джост снимает свой лучший фильм со своими любимыми актёрами Томом Блэйром, Маршаллом Гэддисом и Кейт Саннелла. Маститый режиссёр легко обманывает ожидания зрителей, которые, прочитав в аннотации на КП, что дочь обвинила отца в сексуальных домогательствах в письме, привычно будут ждать скабрезного адюльтера, как бы американскую версию давнего фильма Вильгота Шёмана «Постель для брата и сестры».
Возможно, впрочем, постановщик действительно делал своеобразную отсылку к работе Шёмана как наиболее яркому примеру произведения, приманивающего зрителя своим «непристойным» содержанием. Ведь и аллюзии на популярный сериал «Твин Пикс» полны едкой иронии, учитывая, что в фильме Джоста главного героя зовут Рэй Уайз, как актёра, игравшего отца Лоры Палмер, а защитники сов досаждают лесопилке, где и работает Рэй, угрожая её закрыть (что, кстати, и произошло в действительности с настоящей лесопилкой после окончания съёмок).
Джон Джост не изменил своему интересу к американской глубинке. Затерянный городок где-то в сердце Америки, со всех сторон окружённый лесами. Деревья, бывшие свидетелями ещё гражданской войны между севером и югом, под кронами которых десятилетиями живут птицы, а у корней ютятся мелкие букашки, степенно занимающиеся своими делами, ныне срубаются под корень безжалостной рукой лесоруба и перепиливаются на доски.
кадр 2Джост один из тех немногих, кто всегда гордился своей бедностью, ведь всё искупала красота его души. Ни разу за всю свою жизнь он не изменил своим антикапиталистическим взглядам, не боясь быть бродягой и спать в мусорном контейнере, сидеть в тюрьме, а кино снимать как бы между делом, почти не имея возможностей получать какие-то средства с проката. Да его практически и не было, исключая 4 фильма при продюсерском участии Генри С. Розенталя, которые завоевали Джосту известность среди киноманов всего мира. Вот и в фильме «Постель, в которой спишь» незримый ангел американского кино не может не продолжить антикапиталистический пафос своего предыдущего творения «Прицельный огонь», совмещая, впрочем, с традициями семейной драмы. «Алмазный колокол» встречается с «Прицельным огнём», как любят писать американские кинокритики.
Джон Джост избирает медитативный, свободный стиль повествования, чередуя сюжетные сцены со своеобразными антрактами – пейзажными зарисовками, импрессионистскими кадрами, где схвачен неповторяющийся миг течения жизни. Постановщик как будто наследует стиль знаменитого шедевра Микеланджело Антониони «Затмение», творя элегию, произведение, исполненное тихой грусти и скорбного осознания неизбежного вреда для природы человеческой деятельности. Применяя ассоциативный монтаж, режиссёр показывает шумящий лес, ветви которого мерно качаются по направлению ветра. Лес – это дом для птиц и зверей, подобно как людям служат убежищем красивые домики в маленьком городке. А в следующих кадрах уже нет леса — одни пни на заднем фоне, да машины, отвозящие брёвна на лесопилку.
Джон Джост, будучи не только режиссёром, но и фотографом, умеет выбрать правильный ракурс съёмки, так что поневоле приходит мысль, что человек – тоже часть природы, подобно сове или муравью. Дома людей, словно муравейники, примкнувшие к стволу исполина, неотъемлемая часть пейзажа. Лес – всегда на заднем фоне. Он даёт жизнь, вырабатывая кислород, защищает от холода и ураганов. Подобно матери, закрывающей собой дитя, деревья оберегают тех, кто живёт рядом с ними. Дерево не предаст и не струсит. Оно погибает, но не сдаётся.
кадр 3С самого начала возникновения жизни лес был защитником живых существ. Животное, спасаясь, бежит всегда к деревьям. Когда-то давно в его кронах резвились древние обезьяны, позднее эволюционировавшие в homo sapiens. Словно дитя, став взрослее, с презрением смотрит на своих престарелых родителей, которые уже сами нуждаются в защите, так и люди за какие-то 10 000 лет потеряли преклонение перед древом и стали смотреть на него расчётливым взглядом капиталиста. Какую выгоду можно извлечь из колосящихся исполинов? Деревья дают тепло, если бросить древесину в печь, из деревьев можно построить забор или дом. Но Джост, будучи экзистенциалистом, понимает насилие над природой как надругательство над самой жизнью, ведь крест, на котором давно был распят Искупитель, изображается в иконографии как древо жизни. Человек выпал, словно птенец из гнезда, из зелёной постели, ещё недавно укрывавшей его от врагов. Он забыл о своих корнях, своей почти кровной связи с природой и стал планомерно и последовательно уничтожать всё вокруг. И трагедия состоит, прежде всего, в том, что превращение окружающего пространства в мёртвенный ландшафт уже никого не волнует, кроме каких-то защитников сов.
Однако уничтожение природы, исключительно во благо капитала, в итоге оборачивается горем и для самого человека. Леса не растут больше там, где их однажды вырубили, а атмосфера, загрязняемая дымящимися трубами заводов и фабрик, приводит к болезни и смерти людей.
Главный герой «Постели…» Рэй вовсе не плохой человек. Это не жадный капиталист, озабоченный только своим растущим доходом. Он искренне переживает за своих работников, которым нужно кормить семьи, оттого старается урвать покрупнее заказ, дабы вырубить ещё больше леса в округе. Но трагическое противоречие капитализма состоит, по Джосту, в том, что в этой системе даже благой помысел в итоге оборачивается большой бедой. Подобно тому, как при помощи Рэя и многих тысяч таких же винтиков капиталистической машины, некогда красивый городок превращается в безжизненную пустыню, также распадается и собственная семья Рэя.
кадр 4Дочь, психически неустойчивая девушка, вносит сумятицу в его прежде налаженный быт, обвиняя отца в сексуальных приставаниях. Причём режиссёр сознательно не проясняет картину, подчёркивая мотивом адюльтера, понятным любому зрителю, то глобальное, но, увы, мало кем видимое, изнасилование окружающей среды, когда деревья, на которых, кажется, ещё недавно прятались от стужи обезьяноподобные предки человека, ныне выдираются с корнем из земли и идут на переработку. И тогда понимаешь, что постель – это не супружеское ложе, где сластолюбивый Рэй что-то мог делать с дочерью, а лес, ведь неслучайно древо в мифологии разных народов связано с зарождением жизни. Лес и сейчас даёт пищу и кров многим живым существам, в том числе и людям. Лишь человек, в безумной погоне за прибылью, не замечая страданий даже собственной семьи, всё пускает на продажу, если вспомнить одноимённый фильм Анджея Вайды. Место древа жизни занял доллар смерти. И этот новый бог, явившийся в мир совсем недавно, подчинил себе разум людей, лишил их понимания того, что деньги – не главное в жизни, уничтожил милосердие в их душах и заменил его жаждой обогащения.
Джон Джост в своей экологической элегии вскрывает глубинные корни капитализма, прочно сидящего в наших душах. Это, прежде всего, потребительское отношение к жизни, к другому человеку, окружающей среде. Ныне люди оценивают всё с позиции выгоды, а потому вовсе не Рэй, хозяин лесопилки, повинен в уничтожении лесов. Мы ВСЕ вносим свою лепту. И разорвать порочный круг товарно-денежной философии можно только сообща, помня, что жизнь бесценна, а леса и воды так легко отравить, превратив весь мир в жуткое подобие киношной матрицы. И смерть природы будет означать и гибель человечества. Тот, кто не помнит своих корней, не имеет будущего. Уничтожение матери-природы также ужасно, как и мнимый адюльтер, или неуважение к своим родителям, давшим тебе жизнь. Вот почему «Постель, в которой спишь», однажды увидев, уже нельзя забыть, как невозможно прозревшему человеку снова согласиться жить в темноте.
Посвящается в преддверии Нового года всем тем, кто способен услышать гуманистический призыв режиссёра ценить ту постель, в которой все мы спим

10/10

Страница фильма в «КЛУБ-КРИКе»

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

2 комментария Минутка грусти — рецензия на фильм «Постель, в которой спишь» (The Bed You Sleep In, 1993)

  • Печально-красивый текст, после которого реально хочется быть лучше, чем ты есть…Вряд ли можно действительно повлиять на окружающий мир, но всегда можно изменить себя, хотя бы немного, если захотеть этого…

    • vkontakte.ru Эндрю Вулф

      Спасибо, Леш. Это мой любимый фильм №2. Тебе стоит его как-нибудь посмотреть.

Добавить комментарий

  

  

9 × 1 =