Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Первое восстание — отзыв на советский фантастический триллер «Гибель сенсации» (1935 г.)

 

Гибель сенсации - кадр 1Первый и последний, к сожалению, фантастический фильм, созданный в сталинскую эпоху, который в отличии, например, от созданного позже «Космического рейса», имел ярко выраженные приметы триллера или даже хоррора. Но это интересное начинание было зарублено на корню, режим Сталина фантастику, а уж тем более ужасы, вообще не жаловал. Два замечательных фильма в тридцатые все же вышли, третий «Голубая звезда» (1938 г.) Александра Птушко так и не был окончен. Этот фильм был по сути далеким предвестником «Планеты бурь» (1961 г.), повествовал о путешествии на Венеру, в нем должны были впервые в нашей стране применить уникальные комбинированные съемки; чудовища, динозавры, и футуристические пейзажи чужой планеты, но не состоялось. Кроме того, это был первый фильм в Советском Союзе, где как персонажи, наряду с людьми действуют роботы, совсем недурно сделанные для того времени. В следующий раз как персонажи, роботы в советском кино появятся лишь в шестидесятые; «Планета бурь», «Его звали Роберт». Робот из «Планеты бурь», кстати, очень похож по дизайну на своих пращуров из тридцатых.

Гибель сенсации - кадр 2Возвращаясь к нашему фильму. Сюжет в духе тридцатых годов утрированно наивен; действие перенесено в капиталистическую страну, где рабочие стонут под гнетом капиталистов и непосильно задаваемой им работы. Роботы-рабочие, созданные прогрессивным ученым, значительно облегчают труд рабочих-людей, но ясно, что определенным силам подобная ситуация понравится никак не может, и добром это никак ни кончится. Забавен, кстати, один момент в фильме; роботы управляются исключительно от голоса саксофона своего создателя. Такая забавная находка не может не порадовать, и она вполне вписывается в дух кино тридцатых годов, несмотря на цензуру, ростки экспериментаторства пробивались.

Гибель сенсации - кадр 3Конечно же по закону жанра роботов захватят темные силы, ведомые капитализмом, и обратят против собственного создателя, против рабочих, для замены которых они и были когда-то созданы. Я не помню уже в каком еще достаточно юном возрасте впервые посмотрел этот фильм, но финал шокировал мне до слез, было жалко гибнущего ученого, тем более в фильме он немного похож на чудаковатого жюльверновского Паганеля. Он так страстно хотел изменить несправедливый мир, но мир сам расправился с ним. Потому-то в моем сознании сцена расправы роботов над ученым прочно вошла в список лучших хоррор-сцен всех времен и народов, это был ужастик ещё похлеще «Пер Гюнта». В советское время фильм показывали часто, никто верно и подумать не мог, что на поколение, выросшее на добрейшем «Электронике», такие сцены могут повлиять так, как никто и не ждал. И только уже потом пришел и заслонил своей харизмой старомодных роботов жестокий и бескомпромиссный «Терминатор».

Страница фильма «Гибель сенсации» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Первое восстание — отзыв на советский фантастический триллер «Гибель сенсации» (1935 г.)

  • Сразу видно, тема «Гибели сенсации», первого советского звукового НФ фильма, была позаимствована из Чапека. Правда, чисто поверхностно. Аббревиатура «РУР» в фильме стала расшифровываться по-другому. По справедливому замечанию Ю.Ханютина, «авторы фильма 30-х годов, естественно, не поднимались до мысли о возможности самостоятельной цели, самостоятельных решений робота. Они подходили к нему не как к разумной машине, а как к машине управляемой». Сегодня между этих строк, датированных 1977 годом, нетрудно прочесть мысль о нетерпимости соцреализма к самостоятельности и тем более к инакомыслию. Сценарий Г.Гребнера был написан еще в 1928 году, по схеме 3-го тематического направления — изобретение ученого-одиночки гнусные капиталисты используют во вред трудовому народу. В агитплакатной системе фильма роботы стали метафорой власти: пока ими управляла буржуазия — царит нехороший капитализм, но как только командование перехватывал пролетариат — совершается революция. За такую примитивность фильм критиковали даже в те еще времена.
    Если отбросить политику, некоторые достоинства фильма выдержали-таки проверку временем. Прежде всего, внешний облик самих «РУРов». Архитектор-художник профессор Б.Дубровский-Эшке совместно с М.Шеликовым сконструировали 12(!) роботов двухметрового(!) роста, с электромотором(!), управляемым изнутри человеком. По сей день отечественная кинофантастика не знает столь масштабного «реквизита»! И, самое главное, режиссер А.Андриевский смог максимально использовать эту поистине фантастическую фактуру. Сцена на заводе напоминает знаменитый «Метрополис» Ланга, финал сравним с «Кинг Конгом», есть классическая сцена на тему «красавица и чудовище», ну а эпизод пляски роботов под аккомпанемент пьяного изобретателя (научно оправданный звуковым управлением с помощью саксофона) — вообще по оригинальности достоин занять место в истории мирового кино.
    Однако, к сожалению, по дурной традиции, фильм и его достижения были преданы забвению. Андриевский ушел в приключенческий жанр («Пятнадцатилетний капитан» и пр.), а о роботах-«РУРах» вспомнили лишь энтузиасты-шастидесятники из НТТМ, скопировав их с киноэкрана и переименовав в «РУМ». Показательная метаморфоза — от философской фантастики Чапека — через агитплакат сталинской эпохи — к комсомольским игрушкам для взрослых периода застоя.

    Из моей статьи «ВКАЛЫВАЮТ РОБОТЫ — СЧАСТЛИВ ЧЕЛОВЕК…»
    Опыт каталогизации тем отечественной кинофантастики
    /журнал «Фантакрим-МЕГА» (Минск) №1.1995/

Добавить комментарий

  

  

2 × = 20