На протяжении раннего периода карьеры, Дэвид Кроненберг почти всегда был единоличным автором сценария своих режиссерских работ. По сути он создавал настоящее авторское кино, независимо от попкорновых предпочтений, но при этом исправно попадал в цель. Хоррор-публика по достоинству ценила неординарные идеи и самобытный стиль Дэвида, миксующие всевозможные телесные мутации и перверсии. По мере нарастающего успеха Кроненберг осваивал всё более весомые бюджеты, и его новые творения всё больше походили на традиционные «массовые» фильмы. Особенно условная попсовость ощутима в «Сканнерах» 1981 года, ленте, буквально сделанной на стыке своеобразного замысла и «голливудской» реализации.
Здесь режиссер частично уходит от уже привычного боди-хоррора в сторону нервно-психической патологии, рассматривая феномен телепатии. На уровне чистой киноидеи Кроненберг в тот момент уже не первый. Отличная экранизация киноговского романа «Кэрри» от Брайана Де Пальмы успешно прогремела по миру еще в 1970-х. И тот же Де Пальма в 1978 году выпустил «Ярость» — фантастический триллер про опасных паранормальщиков. Тем не менее у Кроненберга бы собственный взгляд на то, как можно снять разрушительную экстраординарную силу. Дэвид откровенно тяготел к масштабному кино, если не по размаху действия, то по количеству спецэффектов, втиснутых в стандартный хронометраж. И «Сканнеры» получились брутально-красочной картиной, с на удивление прямолинейной историей, практически без второго социально-философского дна.
Если максимально кратко охарактеризовать сюжет и стилистику, то это экшн-триллер о войне «хороших» телепатов с «плохими». А если раскрыть подробнее, то на территории Северной Америки обитают так называемые «сканнеры» — люди с врожденными способностями дистанционно контролировать нервную систему любого другого индивидуума. В зависимости от скверности характера «сканнер» либо использует дар в корыстных целях, либо осмысленно никак не применяет, опасаясь причинить боль ближним своим. Таким образом злые телепаты под предводительством одного сверхамбициозного объединились в террористическую ячейку. Ну а «миролюбивые» прозябают на задворках, вообще не понимая – как им жить. Но и ушлые «нормальные» люди из могущественной корпорации не дремлют и усиленно отлавливают добрых Х-менов, дабы использовать в научно-военных целях. В итоге «террористы» и «праведники» обречены столкнуться, а далее…у кого мозги крепче!
И развернется на экране, помимо фантастического боевика, шпионский детектив с «кротами» в обеих организациях и «страшной тайной», которая раскроется в финале. Если вычленять из «Сканнеров» что-то серьезное, то можно сказать, что фильм и о меньшинствах поневоле, которых не понимают и угнетают. Но положа руку на сердце, драма здесь раскрыта не глубже, чем в среднестатистическом комиксе о супергероях. Кроненберг толком и не пытался проводить некие метафизические параллели, а просто выжимал из идеи всевозможные визуальные кошмары. Вены лопаются, головы взрываются, тела горят, и пиротехнических фишек в «Сканнерах» больше, чем суммарно во всех предыдущих работах мастера. Смотрится круто, но в ущерб психологической подоплеке, которой могла быть наделена подобная картина. Впоследствии Кроненберг не раз снимет куда более глубокие фильмы, не изменяя при этом фирменному жуткому визуалу, но сия работа – только жесткая развлекаловка. Картина безусловно умнее и стильнее проходного безбашенного боевика, но для Кроненберга это скорее просто зрелищное воплощение занятной идеи, нежели настоящее художественное произведение. «Сканнеры» запоминаются ужасно-смачной финальной разборкой и великолепно-демоническим Майклом Айронсайдом в роли главгада, но на уровне культа фильм остался в прошлом.
Отличный фильм, достойно завершающий лучший период в карьере автора. Его последующие «Муха» и «Мёртвая зона» лишь голливудские безделушки по сравнению с ранним авторским кино. А вот «Автокатастрофа» и «Паук» мне очень понравились.
Меня «Сканнеры» сильно впечатлили при первом просмотре, когда-то очень давно, а сейчас в рамках просмотра всех фильмов Кроненберга в хронологическом порядке, картина показалась реально простоватой, именно по смысловой нагрузке. Но в целом это все равно классная работа!
«Мертвая зона» и «Видеодром»(актуальная и по сей день сатира на современное телевидение) — лучшая, что было снято Давидом Кроненбергом в ранние годы. «Сканнеры» тоже люблю, но за весь фильм всего два впечатляющих спецэффекта — это мало куда годится. Хотя десяточку я даю за оригинальность.
Как раз на «Видеодром» от меня будет очередная рецензия в обозримом будущем, и конечно положительная, так как фильм и правда мощный!