…а если людям станет нечего кушать, они будут кушать друг друга? – детская мысль ни о чем…
Какая антиутопия самая страшная? Та, что ближе всего к реальности. Вот что вы скажете, если планета Земля станет настолько населена, что правительство запретит рожать детей? Бред? А в Китае такой закон уже существует и довольно давно. Пусть не тотальный запрет на потомство, но более 35 лет в Поднебесной действовала официальная демографическая политика – «Одна семья – один ребенок». В 2015-м закон смягчили в пользу рождения двух детей, но глобальной сути это не меняет. Китайцев слишком много, и если не ограничивать детопроизводство, то случится гуманитарная катастрофа. Внутренних ресурсов страны начнет не хватать на всех граждан, что неизбежно приведет к жестким и решительным действиям по отношению к собственному народу. А точнее – к его избытку. Вот только по какому принципу в сей «избыток» будут записывать?
Поэтому «Тайна 7 сестер» — кино условно фантастическое. Де-факто режиссер Томми Виркола лишь обобщает национальный закон на весь мир, прогнозируя, что он в итоге придет к сему печальному решению. И выглядит это в контексте художественного произведения пугающе логично. Объемы потребления всё увеличиваются, а «спасительная мера» в виде массово-суррогатного производства ГМО-продуктов издевательски приводит к всплеску рождаемости. Теперь у мамочек среднестатистически появляется не один, а два — четыре и далее младенца одновременно! А мудро-гуманное правительство создает «хранилища», где «лишних деток» усыпляют и хранят в криогенных камерах «до лучших времен», которые никогда не наступят. И всё это конечно ради «общего блага», ибо красивыми лозунгами можно оправдать тягчайшие преступления против миллионов невинных.
В центр сюжета 7 близняшек (Нуми Рапас), которые скрытно просуществовали 30 лет благодаря заботе их деда (Уиллем Дефо). Он назвал каждую из девочек днем недели и строго наказал выходить из убежища только в «свой» день. Так сестры для внешнего мира превратились в одну личность – успешную сотрудницу банка. И тайна могла храниться еще долгие годы, но однажды Понедельник не вернулась домой…
Конечно при всей пророческой злободневности стоит признать, что Томми Виркола в первую очередь снимал развлекательное кино. Зарекомендовав себя едким пересмешником благодаря дилогии про зомби-фашистов «Операция «Мертвый снег»», режиссер замахнулся на лавры Рэя Брэдбери и Джорджа Оруэлла, при неизменной любви к иронии и спецэффектам. Поэтому трагическую историю из недалекого будущего Виркола заворачивает в яркий фантик бодрого экшн-триллера с массой брутального насилия и морем художественных условностей. Фабула сводится к поиску исчезнувшей девушки остальными сестрами, с огромным риском для жизни, и Виркола откровенно упивается смоделированной ситуацией. Порассуждав в начале фильма о серьезных вещах, Томми с головой погружается в чисто авантюрную стрелялку/убегалку-догонялку, но которая выгодно отличается от мягко-стерильных голливудских блокбастеров поистине звериной жестокостью и беспощадностью к главным героиням. У Вирколы лента явно не из разряда «что бы ни происходило, у «хороших» максимум пара царапин!» Режиссер неистово мучает семерых сестер всевозможными способами, когда временами просто хочется завопить: «Господи! Ну разве так можно обращаться с женщиной?!» Нуми Рапс поистине классная актриса не только потому, что убедительно сыграла более полудюжины разных характеров, но и вытерпела все творческие издевательства постановщика над «её близняшками». Ведь Виркола в своих кровавых фантазиях разгулялся не на шутку и не планировал довести всех семерых девчонок до «счастливого финала».
«Тайна 7 сестер» — та картина, где занятность идеи наряду с высокой динамикой и увлекательностью происходящего перекрывают многие смысловые огрехи. Боевые сцены поставлены на ура, интрига сильна, диалоги отточены, а хаотично-переменчивая Нуми Рапас не дает отвести взгляд. Пусть большую часть хронометража по сути смотришь не футуристически-философское кино, а захватывающий боевик, здесь стилистически-смысловая переменчивость того стоит. Тем более что в развязке зрителей ждет эффектный поворот, возвращающий повествованию весомую долю серьезности, и ошарашивающий любителей хэппи-эндов – «А ты думал – всё шоколадно будет?!» По совокупности это крепкое жанровое кино, не тупое, ироничное и мрачное одновременно. Пусть не шедевральный образец антиутопии, но по удачному совмещению красочного экшна и драмы-предупреждения – практически уровень «Эквилибриума». Да и вопрос «А кому достанется жратва, когда жрать станет практически нечего?» остается открытым.
Страница фильма «Тайна 7 сестер / Что случилось с Понедельник?» в КЛУБ-КРИКе
Фильм о близнецах сам является «близнецом» точнее, «клоном» прекрасного канадского сериала «Тёмное дитя» (Orphan Black) о женщинах-клонах.