Рано или поздно лапки Голливуда добираются до всего, что может принести деньги. Иностранные хиты переснимаются с разной степенью коммерческого успеха, благодаря чему отдельные американские новинки кажутся дьявольски оригинальными. С одной стороны подобные заимствования не постыдны сами по себе, так как в большинстве случаев права на ремейк официально выкупаются, и творец оригинала отнюдь не в накладе. Кроме того, самобытный художественный замысел получает огромную известность, и изначальный интеллектуальный продукт для внутреннего рынка становится мировым достоянием. С другой стороны американцы адаптируют авторскую мысль под массово-попкорнового зрителя, максимально упрощая глубокомысленную идею, что интеллектуально обесценивает оригинал. В результате мы зачастую получаем кино, которое поначалу удивляет («О, круто, такого еще не было!»), но в итоге опечаливает («Блин, задумка прикольная, но снято всё как всегда!»). И штатовская «Тетрадь смерти» — характерный пример такого бесславного ремейка.
Первоисточник «Death Note» — это японская манга (национальный комикс), высоко оцененная министерством культуры страны восходящего солнца. В своей самобытной концепции это была не просто развлекушная книжка с картинками, а художественное произведение, серьезно исследовавшее вопрос о том, справедливо ли уничтожать одних «плохих» людей ради благополучия других – «хороших»? И размышлений здесь возникало очень много, даже просто на уровне того, кого и по каким критериям считать «хорошими», а кого – «плохими», и у кого есть право это решать? Для японцев «Тетрадь смерти» — целый пласт современного искусства и философии, ну а для американцев – потенциальный способ хорошо заработать.
Права на ремейк были куплены еще в 2009 году, а далее, как нередко бывает, проект обернулся долгостроем, в процессе которого менялись сценаристы и потенциальные режиссеры. В итоге в кресло поставщика сел хоррормейкер Адам Вингард (не гений, но и не бездарь), а из звезд привлечен Уиллем Дефо. А сам сценарий, уже многократно переписанный, оказался простым и прямолинейным изложением вышеуказанной идеи о неоднозначных преступлениях и спорных наказаниях.
Старшекласснику Лайту Тернеру буквально с неба на голову сваливается странная тетрадь. А вскоре появляется ужасный демон, который предлагает парню немыслимое могущество. Если Лайт согласен быть хранителем Тетради, то далее может росчерком пера казнить любого человека. Всего-то и надо знать настоящее имя жертвы и представлять ее лицо. А далее нужно вписать имя в Тетрадь и указать способ смерти…
И что же делает режиссер Адам Вингард? А снимает типичный молодежный хоррор, руля идеей как возможностью демонстрации смачных смертей в стиле «Пункта назначения». Главгерой – обычный типаж, неотличимый от других персонажей подростковых страшилок, его девушка – такой же гламурный манекен, да и остальные действующие лица не блещут глубокой драматической прорисовкой. По-своему любопытен антипод Лайта – секретный агент Эл, негр-сирота с уникальными способностями, но и он не делает картину лучше среднестатистического триллера, быстро забывающегося после завершения проката. Поэтому «Тетрадь смерти» — однозначно не актерское кино, ибо даже выдающегося Дефо мы толком не увидим, а разве что услышим; он говорит голосом демона Рюка, истинного владельца Тетради смерти. С другой стороны нельзя сказать, что лента Вингарда – предсказуемое кино; благодаря оригинальному произведению, в фильме есть интрига и сюжетные сюрпризы. Но дело в том, что когда смотришь ремейк, по смысловому наполнению впечатления такие же, как от недавней экранизации «Темной башни». Реально кажется, что огромный многогранный материал силой запихнули в полуторачасовой хронометраж, растеряв массу деталей и сохранив разве что логический стержень, да и то погнутый во многих местах. Конечно Голливуд финансово не рискует, сразу не вкладываясь в многосерийную франшизу, а смотрит – как пройдет в прокате потенциальный «пилот». И субъективно хочется сказать, что результат вышел сносным, но не впечатляющим. Да, есть занятная история, пара-тройка «спецэффектных» убийств, демон-красавчик и финальный твист. Но утверждать, что «всё это настолько офигенно, что дайте еще!» язык не поворачивается. Скорее возникает желание ознакомиться с оригиналом, и если не мангу читать, то по крайне мере японский фильм посмотреть.
О, а я сейчас как раз смотрю оригинальный аниме-сериал, Леш, и тебе советую. Офигенное зрелище (и вообще серии по 20 минут очень удобно смотреть), скажу я вам, Лайт там просто в настоящего дьявола превращается и хладнокровного циника, который не жалеет никого, кто пытается его раскрыть, люди для него — как пыль, которую можно одним взмахом смести со стола и избавиться от грязи, и это страшно. При том, что в сериале каких-то кровавых убийств в стиле «Пункта назначения» как раз и нет. Ну а американский вариант все равно интересен, даже чисто ради развлечения и, конечно, любопытства.
Никита, возьму на заметку, так как действительно после просмотра штатовской «Тетради» захотелось больше узнать об этой вселенной, причем в ее первозданном виде. Но в моем случае это скорее будут все-таки японские фильмы, а не аниме…хотя, кто знает, так как благодаря маленькой дочке я невольно много мультиков смотрю 🙂 Пусть как фон, но анимация у меня постоянно перед глазами )
Я, кстати, смотрел кадры из оригинального аниме, пока фото к этой публикации подбирал, и стоит сказать, что демона американцы реально похожего сделали.
Какое прикольное чудище на втором скрине! Вообще очень жаль, что сейчас так мало хорошего мейнстрима выходит в прокат. Мне еще «Мир Юрского периода» понравился — не знаю почему его ругают. Фильм реально сделан с уважением к франшизе и получился лучше третьей части.
Да, прикольные чудища — это наше всё! И понятен интерес Дефо к этому образу — здесь голосом было что играть.