В конце 1970-х перспективный хоррормейкер Дэвид Кроненберг стремительно набирал обороты, экспериментируя, развиваясь и осваивая все более сложные художественные формы. Сделав два самобытных зомби-фильма «Судороги» и «Бешеная» и опробовав чуждый жанр спортивной драмы («Беспутная компания»), Кроненберг ринулся покорять вершину психологического ужастика, в котором на первом месте были диалоги и актерская игра, а визуальные кошмары – лишь на втором.
Как и в «Бешеной» обителью зла стало медучреждение, но на этот раз более привычная для хоррора психлечебница. В ней респектабельный доктор Хэл Реглан лечит пациентов посредством авторской методики, называемой психоплазматикой. Вот только муж одной из чокнутых подопечных Фрэнк Карвет серьезно сомневается в действенности странных процедур и считает Реглана опасным шарлатаном. А в то же самое время в городе происходят необъяснимые убийства, совершаемые злобным карликом…
«Выводок» в контексте раннего кроненбергского творчества удивляет тем, что это лента разговорного жанра, где страшные сцены – редкий гость. Зрелищный шок будет, но он припасен к финалу. А так мы наблюдаем практически медицинский детектив, в котором главгерой расследует тайные ужасы, творящиеся в приличной клинике, находя и опрашивая возможных жертв и свидетелей. Ну а доктор Зло, в блестящем исполнении Оливера Рида, изощренно мучает пациентов, заставляя участвовать в спектакле с переселением душ. Причем каким бы вы не были опытным зрителем, вы вряд ли разгадаете фишку до ее обнародования. Кроненеберг — мастер крышесносных идей, при этом не обделенных смыслом и заставляющих взглянуть на мир под особым углом. Вот и «Выводок» вас точно удивит, в диапазоне от «Что за бред?!» до «Потрясающая задумка!»
Если попытаться без спойлеров примерно объяснить – о чем лента, то, пожалуй, это симбиоз психо- и боди-хоррора, экранизирующий изречение «бытие определяет сознание» в прямом и обратном смыслах. Ведь с одной стороны Монстры несут Зло в мир, а с другой Зло порождает Монстров. Ужасная Причина провоцирует еще более кошмарное Следствие, которое в свою очередь вызывает волну Насилия. И Кроненберг не стесняясь лупит публику наотмашь зверски-болезненной историей, буквально не щадя в кадре женщин и детей. Пусть в фильме всего пара-тройка «мясных» сцен, но шокируют они почище бесконечной череды смертей в стандартных слэшерах.
Де-факто «Выводок» стал важным этапом в карьере режиссера, после которого он мог сказать, что умеет ставить не просто зрелищные кошмары, но и тонкие психологические ленты, когда отношения между героями составляют такую же важную часть хоррор-полотна, как и кровавые эпизоды. Да и продюсеры стали верить, что этому парню можно доверять все большие бюджеты на воплощение феерических замыслов, на которые страшно смотреть…и от которых нельзя оторваться.
Отлично, что написал. Это, на мой взгляд, лучший хоррор Кроненберга. Я, в свою очередь, могу поделиться «Карциномой».
http://www.lumiere-mag.ru/karcinoma-recenziya/
Прочитал рецензию на «Карциному», Андрей, текст просто великолепный. Теперь буду знать о существовании такого пронзительного (без сомнения он на меня произведет именно такое впечатление) фильма. И трейлер к нему впечатляющий; смонтирован на контрасте секса и боли…
Это Дора, так что фильм отчасти на грани фола. Карцинома, конечно, спецэффекты, но зато неприятные медицинские процедуры актеру Гершу довелось испытать. Например, режиссер показывает колоноскопию. Но в целом меня тронуло. Я впервые в этом году 10 баллов поставил. Жаль копия отвратная в ВК (на немецком, звук запаздывает, но талант все равно виден).