Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

(СиС) Плоть и кровь — рецензия на фильм «Судороги» (Shivers, 1975 г.)

 

Исследуя пересечение чувственных наслаждений и убийственного насилия в мировом кинематографе, важно отметить неоценимый вклад родоначальников жанра современного хоррора, одним из которых является выдающийся Дэвид Кроненберг. О его ярком полнометражном дебюте мы сегодня расскажем в рамках проекта Секс и Смерть.

Алексей «Max Cady» Петров


Плоть и кровь

Судороги - кадр 1Боже, как давно это было! Молодой Дэвид Кроненберг заявлял миру о себе первым большим фильмом. Эротическим жутиком, в котором тематика половых излишеств тесно переплеталась с набирающим обороты зомби-муви. Сейчас уже многие и не вспомнят причудливый хоррор 1975 года, двухвариантно переведенный в отечественном прокате как «Судороги» и как «Мерзость». А тем не менее это практически образцово-показательный фильм ужасов, жесткий, увлекательный и откровенный, в котором Кроненберг четко обозначил авторский стиль и избранные творческие темы.

Судороги - кадр 2Картина открывается рекламным роликом, продающим жизнь в роскошном комплексе на канадском острове. Многие уже заселились в дом мечты, и каждый день заглядывают новые потенциальные квартиранты. Но в фешенебельном раю есть адское гнездышко, в котором безумный ученый имплантирует паразитов в тело молоденькой любовницы. А экспериментальные черви передаются через половой контакт и превращают зараженных в похотливых маньяков.

Судороги - кадр 3«Судороги» — кино минималистичное, снятое в простых локациях (городской дом / двор / интерьер офиса и больницы) со скромными актерами, но яркими спецэффектами, дающими четкое представление – что такое боди-хоррор. Ибо внимание к человеческому телу у режиссера огромное, как с позиции секс-привлекательности, так и с точки зрения мутации-деформации. И если во многих фильмах ужасов насилие однозначно чудовищно, то у Кроненберга оно приобретает эстетически-возбуждающую форму. Де-факто режиссер в «Судорогах» рассматривает соитие секса и смерти в нескольких возможных вариациях. Первое – совокупительное распространение опасной заразы (за шесть лет до официального объявления СПИДа). Второе – половая неудержимость, сопряженная с насилием. Третье – безумное упоение саморазрушением на уровне оргазмического удовольствия. Причем каждая линия удивительно полно реализована в рамках полуторачасового хронометража.

Судороги - кадр 4Кроненберг выступает буквальным провидцем ВИЧ-эпидемии, демонстрируя не только механизм экспансии, но и моральные аспекты размножения инфекции. Приличные разновозрастные мужчины без стеснения имеют юную нимфетку, ни черта не боясь, но в итоге получают мерзких ползунов, разъедающих их тела и разум. Последующая секс-агрессия показывает доминирование «основного инстинкта» над милосердием, трактуемое не как человеческая природа, а как нравоупадническая современная развращенность. Ну а упоение паразитами, калечащими собственное тело, можно расценить как аллюзию на наркоманию – затяжное самоубийство ради удовольствия.

Судороги - кадр 5Этот маленький фильм косвенно повлиял как на рождение великого «Чужого» (сравните демонстрируемое здесь с культовой сценой «вылупления» ксеноморфа), так и на создание куда менее знаменитых, но известных заядлым хоррорманам «Скрытых». В свою очередь наблюдается и несомненное влияние на «Судороги» уникальной «Ночи живых мертвецов» Ромеро. Посему лента Кроненберга является важным мостиком в хоррор-культуре, выстроенном из классических элементов и прокладывающим путь в будущее фильмов ужасов. Причем смелости молодому творцу было не занимать; прогнозировать естественное отвращение массовой публики к происходящему на экране, и тем не менее следовать желанной стилистике, сформированной из бесстыдной эротики и зверски-тошнотворного визуала.

Судороги - кадр 6В те времена сложно было представить, что скромный канадский ужастик послужит началом яркой самореализации самобытного художника. Сейчас Кроненберга знают, любят и уважают миллионы зрителей, а тогда он казался лишь озорником, кайфующим от диких перверсий. Что ж, всему свое время, а Дэвид его даром не тратил, и каждая его последующая работа заслуживает вдумчивого художественного анализа.

Страница фильма «Судороги» в КЛУБ-КРИКе

Все материалы проекта Секс и Смерть

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

21 комментарий (СиС) Плоть и кровь — рецензия на фильм «Судороги» (Shivers, 1975 г.)

  • Эндрю Вулф

    Отличный фильм. Но лучший хоррор Кроненберга — «Выводок».

    • У меня в творческих планах до конца текущего года много Кроненберга, и «Выводок» в том числе.

      • Эндрю Вулф

        Его ранние хорроры вплоть до «Сканнеров» много лучше поздних работ, вроде «Мухи» и «Мёртвой зоны». Высокой оценки, правда, заслуживают «Автокатастрофа» и «Паук».

  • «Судороги», к великому сожалению, в свое время совсем меня не зацепили. «Сканнеры» и «Зона» — другое дело(наивысший балл от меня). Более того, оказывается Кроненберг мог и без наличия голых женщин в кадре снимать качественное кино. А главное культовое. «Муху» в Европе очень уважают и глубоко почитают.

    • Эндрю Вулф

      «Муха» ерунда по сравнению со старой «Мухой». Большой бюджет не пошёл Кроненбергу на пользу и сковал его свободу. «Мертвая зона мне нравится.

      • Да ладно, тебе Кроненберовская «Муха» не зашла? Я старую версию не смотрел пока, но блин, как бы там не было, у ремейка и персонажи хорошо прописаны, и эффекты супер, и с драмой и трагичностью полный порядок. Как-то около года назад урывками пересматривал по ТВ, моя посуду и перебегая из комнаты в комнату, и даже при таком просмотре фильм очень сильно цепляет и пугает.

        У Кроненберга я мало фильмов смотрел, но всё как-нибудь планирую засесть изучать полностью всю фильмографию. Наверное, с «Судорог» и надо будет начать. 🙂

        • …»У Кроненберга я мало фильмов смотрел, но всё как-нибудь планирую засесть изучать полностью всю фильмографию. Наверное, с «Судорог» и надо будет начать»…

          Признаюсь одноклубникам по секрету, вот именно этим я сейчас и занялся ) Планирую посмотреть (и пересмотреть, если видел раньше) у Кроненберга всё в хронологическом порядке, и на все фильмы написать тексты. Но соблюдая тематику Клуба, конечно. То есть те его фильмы, которые совсем не ужасы и не триллеры, будут отрецензированы на КП.

  • Знаешь, Андрей, значит у тебя получилось оценить всю прелесть оригинального хоррора Нойманна. У меня не получается. Раду, насколько я помню, тоже не особо жалует допотопные фильмы. Именно ремейк заслуживает десяточки, я считаю.

    • Но если Роберта настолько очаровала старая «Муха», это же просто замечательно.

      • Эндрю Вулф

        Там больше внимания сценарию уделяли, а не модификациям. Боди-хорроры вообще редко хорошими получаются, так как в погоне за спецэффектами о сюжете забывают.

  • Я высоко оцениваю и оригинальную и кроненберговскую «Муху». Фильмы сняты в абсолютно разных стилистиках, в разные киноэпохи, и пусть по сути говорят об одном и том же, но каждая своим языком. Ну и конечно художественные акценты у каждой из лент расставлены по своему. Сценарий, соглашусь, лучше у «Мухи» Нойманна, но по совокупности впечатлений (актеры/режиссура/эффекты и т.д.) мне ближе лента Кроненберга.

    Хотя, финальный шоковый спецэффект у картины Нойманна, меня поражает до сих пор! (кто видел, понимает — о чем я). Я был просто искренне удивлен, что такую сцену так визуально снять могли в конце 1950-х!

    • Эндрю Вулф

      Повесть, кстати, тоже интересная. Экранизация Ноймана через год после повести вышла, при жизни автора. К сожалению, до выхода в прокат своего фильма Курт Нойман не дожил.

      • Эндрю Вулф

        моя посуду и перебегая из комнаты в комнату,

        Никит, у тебя что, банкет был в этот день?

        • Да нет вроде, я имел в виду, что какие-то вечерние дела делал параллельно, пока фильм по телеку транслировался. И даже в такой обстановке от него мурашки бегут.

          А у Кроненберга и реально, насколько я знаю по отзывам, почти всё творчество к нам подходит, так что Леша, большого вдохновения тебе!)) Я из поздних работ хочу давно уже увидеть «Космополис», опять же из-за противоречивых отзывов, и из-за того, почему люди пачками из кинозалов выходили? ))

    • Эндрю Вулф

      Леш, у него таких очень мало. «Паук», например, можно как триллер вопринять. Его новые фильмы я не видел, правда. Кроненберг сильный режиссер. И умный. Его хорроры не для развлечения сняты. Это высказывания на волновавшие режиссера темы. Согласен с Алексеем Степановым — он когда-то делал обзоры всех его ранних фильмов — его раннее творчество лучше всего, хотя и потом у режиссера были удачи.
      А так я люблю его «Судороги», «Бешеная», «Выводок», «Сканнеры» — разве можно сравнить с ним мейнстрим-«Муху». Для меня это как «Кристина» Карпентера. Денег много, а смысла мало. Я больше люблю старый «Автомобиль».

      • Из «нестрашного» у Кроненберга есть «Беспутная компания» — автогоночная драма, мало кому известная. «Паука» смотрел давно, но помню по ощущениям, что его вполне можно было триллером считать. «Оправданная жестокость» — по сути тоже триллер, вполне нашей клубной тематики. Ну а вот «Порок на экспорт» — это уже чистая крим-драма, и наверное, самый разочаровавший меня фильм Кроненберга.

        Не смотрел пока «Опасный метод» про Юнга и Фрейда, но вряд ли эту картину можно будет отнести к страшному кино. Ну и последние его работы, также пока мной не отсмотренные, «Космополис» и «Звездная карта» вроде как к хоррору уже вообще никакого отношения не имеют.

        • Эндрю Вулф

          «Звездная карта» вполне триллер, а «Космополис» больше мейнстрим, мне кажется. Я такое кино специально не смотрю. Вообще Кроненберг хуже стал снимать, деньгами соблазнился, утерял свой стиль. Вот Дэвид Линч остался собой до конца — и пусть его «Внутренюю империю» мало кто понял, но это кино, а не попкорн.

        • «Паук»- философское творение Кроненберга. Драма, мало чем сие триллер напоминает. «Жестокость» — отличный провинциальный триллер. Не то, чего ждали от Кроненберга, но сцена кунилингуса между Мортенсеном и Белло — это нечто невообразимое. Из последних работ режиссера — однозначно лучшая.

  • А еще у Кроненберга есть роман «Употреблено», стоит у меня на книжной полке, дожидается своего часа. Думаю, что его час настанет как раз тогда, когда все фильмы посмотрю.

  • «Эстетически-возбуждающая форма насилия» :)?! Да, соглашусь 🙂

Добавить комментарий для Эндрю Вулф Отменить ответ

  

  

6 × = 60