«Сдаётся мне, джентльмены, это была… комедия»
(«Человек с бульвара Капуцинов», режиссер – Алла Сурикова)
Бывает перезапуск хуже ремейка. Особенно когда от «старого» фильма прошло фиг да не фига, а новое творение ничем не превосходит оригинал. Ремейк экшна как правило предполагает обновленные спецэффекты, усиленную динамику, новоиспеченных звезд под стать сегодняшней публике, а вот что означает пересъемка концепции без ощутимого креатива – вряд ли кто понимает. Реально всё упирается в пресловутый кризис идей и желание по лёгкому срубить бабла, без напряга мозга и воображалки. «Мумия» 1999 года собрала в мировом прокате 415 миллионов долларов? Отлично! Значит и её повторение соберет. (и черт с тем, что последнему сиквелу меньше 10 лет, народ уже всё забыл!). С одной стороны, раз людям нравится сия тема, почему бы не сделать кино про бальзамированного мертвяка вновь, ради зрительского удовольствия? С другой же, если новый проект является лишь прямой спекуляцией на прежнем хите, без собственных крутых идей и творческих изысков, то ну его в баню, такое кино! А нью-мумия Алекса Куртцмана относится именно к безликому плагиату, выдаваемому за модный мегабоевик.
В первую очередь стоит разобраться с жанровой принадлежностью проекта. Если ориентироваться аж на целых три дублированных трейлера, то каждый их из них обещает приключенческий, отменно-зрелищный, но мрачный по стилистике триллер с мистикой, катастрофой, ходячими трупаками и небольшой толикой юмора. По факту же, буквально с первой экшн-сцены, нам дают понять, что «Мумия» — дорогостоящая юмореска, в которой сразу же нужно отключить мозг и надежду на жуть, а врубить «смешилку». Словесная подготовка к атаке на базу террористов и последующая «операция» – это набор гэгов, характерных для пародии, а не страшного кино… При чем здесь террористы? Ах да, вот синопсис. Том Круз тут военный разведчик (а по сути всё тот же Итан Хант из бесконечной «Миссии…») и по совместительству наглый вор, мечтающий спереть сокровище из иракской пустыни и продать на черном рынке. Вместе с напарником он случайно находит древний саркофаг, который тут же погружают в армейский самолет и отправляют в Англию. Борт внезапно терпит крушение, мумия выползает из гроба и устраивает британцам большой кирдык. А спасти Европу, да и всю планету, способен лишь пронырливый солдафон, на которого у египетской мертвячки свои планы…
И нас смешат. Всё время, к месту и не к месту. Плоским юмором проникнут каждый кадр, будь то бой с игиловцами, восстание из мертвых другана Круза или явление самого Круза народу…в морге, с голыми причиндалами. Посему забудьте про хоррор как таковой, здесь и мумия будет по-страшному очаровательной, готически-модельной внешности с прикольными двухзрачковыми глазенками. Самое лучшее определение, которое дают ей «хорошие» герои – это «девчонка из ящика», отражающее всю хохмотворность происходящего на экране. По-особенному занятно появление второй суперзвезды проекта Рассела Кроу в образе…доктора Джекилла! Да-да, того самого, из классической повести Роберта Льюиса Стивенсона, несчастного ученого, превращающегося в ужасного мистера Хайда. Какое отношение он имеет непосредственно к «Мумии»? Да никакого! Просто «Джекилл/Хайд» также собственность компании Юниверсал, которую здешние киношники имею право пихать в любую историю, без какой-либо логики. Самому Кроу интересно играть сего персонажа, вот только в «Мумии» Джекилл дико неуместен, на уровне появления Терминатора или РобоКопа. Посему такой сюжетный финт никак не украшает историю, а наоборот ввергает в оголтелый фарс, когда уже смотришь не художественное произведение, а цирковое представление.
Особенно печально, что при нагромождении спецэффектов, таксебешного юмора и бездумного экшна с вялыми проблесками хоррора, в фильме нет реальной фишки, неоспоримого достоинства, ради которого можно простить шквал несуразностей. Из визуала мощно смотрится лишь параминутное падение военно-транспортного «Геркулеса». Из юмора универсально-забавны только первые две встречи героя Круза со ожившей принцессой. Из ужасов вообще всё слишком гламурно и стерильно, чтобы хоть немного напугать. Ну а псевдосерьезная развязка, перечеркивающая комедийную тональность – откровенная дурновкусная катастрофа. Таким образом «блокбастера для всех» (на что рассчитывали) не получилось, ибо фильм слишком дурашлив даже для чистой развлекухи, несуразен и тяжеловесен для восприятия в силу жанровой неопределенности и стилистического дисбаланса. И, да простят создатели, но такой «Мумии» не хочется желать зрительского успеха и кассовых сборов.
Страница фильма «Мумия» в КЛУБ-КРИКе
Любопытно увидеть бывшую модель Софию Бутелла в роли мумии. Мне она запомнилась по «Кингсману». Кстати, а уже была юмористическая «Мумия» Стивена Соммерса. Теперь следовало снять серьезно, а опять получилась комедия, только уже противу желаниям автора.
Причем «Мумия» Соммерса действительно была забавной в лучшем смысле, там хватало хорошего озорного юмора, от которого получаешь кайф. А здесь юмор вымученный, дежурный, маркетингово-просчитанный (а-ля «смеемся после слова «лопата»), а потому абсолютно неживой (((. Есть парочка неплохих гэгов, но на полнометражный фильм (коль уж он — комедия) этого очень мало…
У Стивена Соммерса хорошее чувство юмора. Мне особенно нравится его «Подъем с глубины», тоже не лишенный черного юмора ироничный экшен-хоррор.
Отличный фильм — «Подъем с глубины» — который с большим грохотом провалился…
По трейлеру, кстати, картина вроде и казалось серьезной, а по факту не совсем, но как к юмореске, со слов Леши, я бы к ней тоже не относился. Просто и с точки зрения зрелищности, и по качеству юмора она проигрывает версии Соммерса. И как я понял из других прочитанных отзывов, этот фильм является неким прологом к последующим лентам, объединяющим других монстров, пилотная серия будущего проекта, поэтому сюда и впихнули доктора Джекилла, и кто-то писал, что в лаборатории можно было как раз заметить намеки на других сверхъестественных существ (я помню только череп с вампирскими клыками).
И да, «Подъем с глубины» я тоже дико люблю, там и юмор, и жесть, и экшен хороший, и персонажи колоритные, ну а то, что сборы подкачали — и плевать, для меня это никогда показателем качества не было, как и всякие награды.
В этом и соль провала, что зритель не получил ничего нового и был вынужден терпеть хреново переиначенное старое ((( Фильм не только существенно хуже ленты Соммерса, но и явно слабее любой из серий «Миссии…» (говоря о карьере Круза). Подобный уровень постановки явно не мотивирует смотреть другие части задуманного проекта.