Этим текстом мы напоминаем о подзабытом проекте Клуба под названием ОФИС-ХОРРОР, суть которого обозначена вот здесь. Благо фильм подвернулся соответствующий /администратор Алексей «Max Cady» Петров/.
Улётно! Приходим мы такие на работу в офис, чистенькие, гладенькие, вежливые. Говорим по телефонам, долбим по клавиатуре, таскаем бумажки со стола на стол в перерывах между кофе-брейками и перекурами, и тут вдруг «Бац! – все двери и окна закрываются наглухо. Мы думаем, что это злая шутка боссов или хренов тимбилдинг в извращенной форме, но неизвестный голос по громкой связи объявляет: «Убейте двух своих коллег, а иначе всем будет бо-бо!» Мы, как интеллигентные люди, дружно посылаем голос на… и ждем развязки прикола, который оборачивается взрывом мозга нескольких работничков. В прямом смысле! А злобный глас вновь заявляет о себе, сообщая, что теперь должны умереть тридцать человек, иначе бошки слетят у шестидесяти. И тут мы понимаем, что рабочий день будет длинным, с массовыми увольнениями…
Если проанализировать фильмографию хоррор-мастера Грега МакЛина, то можно увидеть тематическую черту, характерную для всех его работ. Так в дилогии и мини-сериале «Волчья яма» рассказывается о столкновении туристов с Немотивированным Злом в виде оголтелого маньяка. В «Крокодиле» опять же праздные путешественники вклинивались в среду обитания хищной рептилии, действия которой объяснимы лишь природной сущностью в совокупности с естественным чувством голода. В «Темноте» среднестатистические американцы (после турпоездки!) становились жертвами паранормального явления, которое существует, чтобы мучить и разрушать. То есть в каждой ленте МакЛина антагонист – Непреодолимая Сила, с абсолютно темной для людей сущностью, которую бессмысленно молить о пощаде, ибо она высоко стоит над законами человеческими. Поэтому режиссеру практически не требовалось отвечать на вопрос – зачем и почему так происходит? Объяснение жило на подсознательно-первобытном уровне, а интрига строилась на том – удастся ли спастись? Подобный творческим метод вполне работает, когда речь идет о серийных убийцах, диких зверях и адских призраках, но насколько он подходит социальному хоррору?
Ответ кроется в финале таких картин, когда можно лить сколько угодно крови, но в итоге жизненно необходимо объяснить – ради чего всё это было? И «Эксперимент Белко» до последнего кадра оставляет надежду, что мы получим смысловое наполнение творящейся бойни. Ведь чисто с позиции натуралистичного мочилова фильм сделан классно. Не будет спойлером сказать, что ощутив реальную угрозу уничтожения, «белые воротнички» примутся неистово кромсать друг друга. Для жутика в замкнутом пространстве герои выписаны достойно, понятно «ху из ху» на карьерной лестнице и по своей сущности. И в патовой ситуации коллектив невольно разделится на охотников и жертв, где первые начнут убивать и глазом не моргнув, а вторые — лишь защищаться по мере сил. Ну а по «Волчьим ямам» мы помним, как МакЛин расправляется с героями, без цензуры и стеснений, посему мяса будет много! Более того, в ленте присутствуют циничные элементы черного юмора, которые, как кажется, в развязке также будут разъяснены общей художественной задумкой. Но наступает Его Величество Финал, и публика получает жирный кукиш!
Нет, ну конечно в «Эксперименте…» можно выявить множество мелких идей, что «человек человеку волк», что «офис – тот еще зверинец», что в жизни «каждый сам за себя» и прочие очевидные вещи, уже многократно исследованные в массовом искусстве. Но вместо того, чтобы хоть как-то растолковать цель спровоцированной резни, нам выдают широко открытую концовку с намеком на сиквел и пускают титры. И будь творение МакЛина первым фильмом на тему «убей чтобы выжить», подобная авторская издевка была бы простительной. А так концепция «насилие ради насилия» опускает проект до уровня техничного трэша, где люди просто дохнут во имя зрительского веселья.
Поэтому «Эксперимент Белко» можно воспринять как кровавую сатиру на тему офисных отношений, но крайне прозрачную и поверхностную, чтобы поставить ей высокую оценку. Либо смотреть картину просто как беспощадный экшн-триллер в четырех стенах, с условной смысловой нагрузкой и размытой моралью, предполагая, что это первая серия возможной франшизы.
Страница фильма «Эксперимент Белко / Эксперимент «Офис»» в КЛУБ-КРИКе
Все по делу. Со всем согласен. Давид Дастмалчян(на втором скриншоте рядом с Майклом Рукером) уже был задействован в схожем по стилистике(пусть не в таком масштабном) фильме — «Работодатель». Перед нами чистой воды развлекаловка с беготней и кровавым фаршем, в которую МакЛин зачем-то вносит вялые попытки насытить картину «черным» юмором, не срабатывающем по причине того, что режиссер совершенно не смыслит в оном. Самое смешное(а на деле несмешное), МакЛин и в прошлых своих работах старался дозировано внедрять эти самые элементы, но и там терпел неудачи ввиду серьезности и мрачности повествования. В свете последних событий не хочется повторения калейдоскопа смертей(тем более в коридорах офиса), когда народ валят штабелями с особым хладнокровием.
На самом деле жуть берет, когда после просмотра приходишь к себе в офис и понимаешь, сколько кругом подручных предметов, с помощью которых можно легко убить человека…И тут же осознаешь, что реально убивают людей не предметы, а именно люди. Конечно, не стоит излишне возвышать «Эксперимент Белко», но при всей своей развлекушности, определенные серьезные мысли и чувства он вызывает.
«На самом деле жуть берет, когда после просмотра приходишь к себе в офис и понимаешь, сколько кругом подручных предметов, с помощью которых можно легко убить человека…» — изрек Алексей, держа дрожащей рукой канцелярский степлер.
«И тут же осознаешь, что реально убивают людей не предметы, а именно люди. Конечно, не стоит излишне возвышать «Эксперимент Белко», но при всей своей развлекушности, определенные серьезные мысли и чувства он вызывает.» — Будут моменты, заставляющие не на шутку призадуматься. Фильмы МакЛина нередко попадают в широкий прокат, но это все-таки не крупнобюджетные блокбастеры с целью развлечь, а самое настоящее остросюжетное кино со своей определенного рода философией.
А когда его уже успели переименовать в «Эксперимент «Офис»? О_о Ох уж эти прокатчики-локализаторы. А что касается открытых и необъяснимых концовок, то это, видимо, уже тренд такой пошел. Не знаешь, как завершить историю максимально интересно и зрелищно? А не завершай никак, пусть зритель фантазирует сам.))) Только вот не у всех грамотно получается заканчивать всё этими самыми открытыми финалами. Вот в случае с недавней «Ведьмой» Роберта Эггерса, например, ты понимаешь, что этот приём недосказанности действует в самое сердце, ибо всё повествование пропитано безумием и неопределенностью, и у тебя на протяжении всего фильма возникают разные трактовки всему происходящему.
Да, руссо-прокатчики всегда на высоте! Типа, «Белко» — непривлекательное непонятное слова, а вот «Офис» — на такой фильм сразу все побегут! 🙂 Тогда уже стоило вообще кардинально менять название, типа «Кроваво-зверская корпоративная резня» 🙂