Любимый писатель нашего советского детства долгое время ассоциировался лишь с Алисой, с девочкой из будущего. Между тем начав глубоко изучать его творчество, я был поражен новым открытием того, кого казалось бы знал и понимал с раннего детства.
В этой статье я хотел бы рассказать о Булычеве как о хоррор-мейкере, об этой почти ни открытой стороне его творчества. Речь пойдет о литературе и кино, потому что часто случалось, что именно кино добавляло в экранизации этого мастера мотивы страшного. Но иногда и убирало в угоду драматургии эти самые мотивы, художественно обедняя фильм. Так произошло, кстати, с двумя фильмами про Алису, но об этом позже.
Каждое литературное и киношное произведение мы разберем отдельно, благо их немного, но каждое того стоит.
«О страхе» (1972 г.)
Очень редко случается в литературе, пожалуй любого рода, когда страх просачивается сквозь страницы и буквально передается читающему. Так случилось у меня с рассказом «О страхе». Как и во многих ранних рассказах Булычева, фантастическая фабула так глубоко растворена в будничной, бытовой канве рассказа, что далеко ни сразу понимаешь — что и почем.
Вокзал; человек деловито и спокойно вроде бы встречающий каких-то родственников. Рассказ, идущий от первого лица; тон рассказчика просто спокойный до нельзя. Вроде бы ненароком он замечает немного странное семейство, отца, мать, и двух детей, одетых несколько по старомодному, обеспокоенных, уставших.
Мыслями вскользь, пройдясь по ним рассказчик будто бы вновь погружается в что-то свое. Но затем отец странного семейства сам обращается к рассказчику, и с этого момента фабула рассказа резко поворачивает от бытового описания к самому настоящему психологическому триллеру. Если конечно этот термин вообще применим к произведению, написанному сорок четыре года назад в самый разгар брежневского застоя.
Отец семейства, проникшись доверием к рассказчику, открывает тому шокирующую правду. Он — физик, работал в институте засекреченном и разрабатывающим технологии, далеко обгоняющие свое время. Правда есть одно «но»; происходило это в 1937-м году, и он с коллегами работал над созданием машины времени. Затем его коллеги стали исчезать один за другим.
Замечу, автор так правдиво описывает состояние этого путешественника во времени, что его страх прямо-таки передается, не слукавлю, мне — читателю. Вот так велик талант этого замечательного автора, которому позже навесили ярлык — «детский фантаст»; мол ничего кроме Алисы более стоящего и не написал.
Далее отец семейства рассказывает, как решил бежать, осознав, что и ему и семье грозит полное уничтожение, бежать в будущее. Так семья физика, пройдя сквозь время, оказывается в будущем, где надеется укрыться от карательной системы сталинизма.
И триллер в рассказе как раз в том, что ты как читатель, вослед отцу семейства, проникаешься столь глубоким доверием к рассказчику, что уже никак не ждешь шокирующего финала, бьющего читателя как обухом по голове.
Булычев как автор ни единым намеком ни показывает, что рассказчик принадлежит к какой либо системе КГБ или милиции до самого финала, одно ясно — существует некая служба, отлавливающая беглецов во времени, и отправляющая их обратно, дабы не нарушилось емкое равновесие времени. При том рассказчика ни назовешь злом, он просто вынужденно выполняет свою работу, отправляя беглецов по домам, даже по описанию чувствуется — ему самому от всего этого глубоко не по себе. И когда беглецов заталкивают обратно в капсулу времени, отправляя прямиком в лапы сталинских палачей, отчаянный крик бьет наотмашь по нервам, прямо со страниц рассказа;
— Детей! Оставьте хотя бы детей!
Остается добавить; рассказ написан в 1972-м году, за подобную смелость писателю легко было угодить прямиком в другие лагеря, брежневские. Опубликован только после перестройки.
Продолжение следует…
Добавить комментарий