Просматривая этот фильм, созданный киностудиями СССР и Никарагуа, на первый взгляд может показаться, что это политический детектив с примесью фантастики. На самом деле эта кинокартина стоит гораздо ближе к реальности. Надо принять во внимание тот исторический период, когда снимался фильм. Прошло всего несколько лет после бегства диктатора Никарагуа, Анастасио Сомосы. В стране разруха, нищета и неопределенность. На политической сцене в стране, кроме Фронта национального освобождения (сандинисты) еще много других политических сил, включая две коммунистические партии, исповедовавшие разные идеологии. Надо сказать правду, что к советским специалистам и советникам не всегда местное население относилось доброжелательно. Гораздо лояльные никарагуанцы относились к кубинским специалистам. Зарубежные спецслужбы всячески пытались свергнуть молодое революционное правительство Даниеля Ортеги. Таким образом события, показанные в вымышленной стране Гуадиане, очень напоминают положение в самой Никарагуа в период съемки этого фильма. Что касается климатического оружия, то эти разработки велись уже на протяжении многих десятилетий. Когда снимался этот фильм, в Никарагуа еще шла гражданская война и, естественно, основную техническую и материальную нагрузку взяла на себя наша киностудия. Молодые никарагуанские кинематографисты еще не могли обеспечить полноценное участие в съемках фильма.
Я в силу молодости конечно ни мог ни любить ни обожать жанр политического детектива, коих в то время снималось достаточно немало, к примеру «Медный ангел» или «Досье человека в мерседесе». Гораздо интереснее, если это будет боевик, к примеру на «Одиночное плаванье» я бегал несметное количество раз. Ну конечно тогда любой боевик или детектив в Советском Союзе имел политическую окраску, те же «Пираты двадцатого века» к примеру».
Но конечно были примеры иного рода; политические триллеры, детективы, боевики с уклоном в советский менталитет, разумеется, но с элементами фантастики или мистики. Самый, наверное, яркий пример — «Заклятие долины змей » — лидер кассового проката в Советском Союзе.
Когда вышел фильм, о котором мы говорим, мне было двенадцать лет, и почему-то именно на такие фильмы, вкупе правда с революционными вестернами, нас водили классом. Разумеется политические и социальные перипетии детскому восприятию были далеко по барабану, зато врезался в память сочный и нетривиальный сюжет, кстати достаточно динамичный. Что касается хоррора или фантастики, то детское воображение разумеется не могли ни поразить зрелищно поставленные сцены беснующихся ураганов, принимающих к тому же формы фантастического вида драконов. А ведь зрелищность в советских фильмах всегда была своего рода дефицитом. Быть может мое эмоциональное детское воображение укрупнило и идеализировало этих странных ураганных драконов, кто знает… Пересмотрев фильм спустя почти тридцать лет, я особого сходства ни нашел; вот ведь что означает возбужденное детское воображение.
В фильме достаточно нетривиально смешаны сразу несколько не пользовавшихся особой популярностью в Советском Союзе жанров, однако на момент выхода фильма ситуация в советском кино несколько все же поменялась, и колхозный плакатный соцреализм уже не манил зрителя в кинотеатры. Нужно было в качестве привлечения зрителя свое советское жанровое кино. Годом позже громко выстрелит совместный польско-эстонский фантастический блокбастер, затем советско-чешский фантастический боевик «Подземелье ведьм», и в те же годы режиссер-немец снимет с международным составом фантастический боевик по мотивам Стругацких «Трудно быть богом». Пока же на заре перестройки была куда более скромная по бюджетной попытке «Охота на дракона» с великим, без преувеличения сказать, узбекским режиссером Латифом Файзиевым.
В фильме смешаны сразу несколько жанров; тут и катастрофа, и боевик, и сведенные к минимализму фантастика с хоррором, а кроме того в основе — неплохая, политизированная по моде того времени, драма о поиске взаимоотношений между братскими народами.
Добавить комментарий