Фильмы детства могут исчезнуть из памяти на время, но потом всё равно всё вернется на круги своя, и из отдаленных глубин подсознания всплывет память о светлом, или же наоборот о темном восприятии, произведенном той или иной книгой или картиной. Через затуманенные берега памяти всплывают образы и обрывки запечатленных временем детских страхов. Я в детстве в упоении смотрел полумультяшные-полукиношные «Тайну острова Бэк-Кап» и «Путешествие к началу времен «, ничего естественно не зная об их создателе, чешском мультипликаторе и комбинаторе Кареле Земане.
Да и ни к чему ребенку задаваться подобными вопросами. Это потом позже, уже в старших классах, увлекшись всерьез жанровым кино, я начал разыскивать и штудировать биографии режиссеров сказочного и трюкового кино — Роу, Птушко, и позже, значительно позже, я открыл для себя мир художника Карела Земана. Но произошло это уже после того, как я узнал и принял для себя жуткий но одновременно такой притягательный мир «Крабата».
Несмотря на то, что мультфильм сделан в совсем простой и на данный момент очень устаревшей перекладной технике, тем более на фоне современной компьютерной мультипликации, он конечно брал и берет совсем другим; он цепляет, он выворачивает душу наизнанку. Это потрясающая история любви, сошедшейся в смертельном поединке с самой смертью. Нам же данный мультфильм интересен ещё и тем, что это в своей основе редкий образчик полноценного хоррора, который в кино и мультипликации социалистического лагеря был крайне редким гостем.
Честное слово, в детстве я не смотрел более ничего страшнее. Поздняя экранизация даже ни в какое сравнение ни идет с этим действом, заставляющим сердце, особенно детское, учащенно биться, хотя детям я бы даже не рекомендовал просмотр данного мультфильма. Удивительно, что Карел Земан, чьи ранние фильмы были все же светлыми, ироничными, и легкими для восприятия даже ребенком, здесь, в этой работе свернул в сторону чистого мрачнейшего хоррора. Демонический колдун раз за разом испытывает своих учеников на прочность, обращаясь в различных кошмарных тварей, сцены гибели учеников сняты метко и жестоко, авторы мультфильма впервые в социалистическом кинематографе не прячут тему смерти за аллегориями и иносказаниями.
Оригинальный роман Отфрида Пройслера «Крабат или легенды старой мельницы» я не читал и сравнить с первоисточником не смогу, хотя по отзывам читающих мрачности там хватает. Но скажу одну удивительную вещь; все же «Крабат», несмотря на свою патологическую мрачность и даже присутствие самой смерти в сюжете (возница на демонической колеснице, забирающий тела жертв колдуна), это все же фильм о том, какое невероятное превосходство имеет любовь над мраком и смертью. И по силе воздействия, этому чрезвычайно корявому и некрасиво нарисованному мультику я к сожалению аналогов ни подберу. Говорят, что Карел Земан перешел на подобный стиль потому, что в начале семидесятых начал стремительно слепнуть и уже не мог делать потрясающие комбинированные съемки, как в своих первых фильмах.
Финал мультфильма замечателен; не в силах ничего противопоставить двум любящим сердцам, девушка пришла на поединок с колдуном заступится за своего возлюбленного. Он околевает, превращаясь в кусок камня. Возлюбленные уходят к горизонту, держась за руки, прочь от пылающей адской мельницы, и вот уже более двадцати лет этот фильм, этот финал, дарящий надежду не только влюбленным героям, но и нам, зрителям, живет в моем сердце. И от многих своих ровесников по поводу этого фильма я слышал только благодарность; как же прекрасно, когда мрак и ужас учат любить, а не просто стремятся шокировать и напугать, но видимо такой уж наш славянский менталитет.
Добавить комментарий