Один из первых ещё советских фильмов ужасов, снятых после практически семидесятилетнего стыдливого молчания жанра, исключая, конечно, «Вия» на первой волне возрождения ко всему мистическому и страшному. Новелла графа Толстого в сороковые годы девятнадцатого века произвела фурор, став в основном, наряду с мрачной готикой Гоголя, столпом и основой всего литературного хоррора девятнадцатого, а затем и двадцатого века, в частности повлияв также на творчество Булгакова.
Фильм Татарского в целом почти следует первоисточнику, хотя некоторые сюжетные ходы и сценарные повороты существенно переработаны, в угоду, видимо, современности, но фильм это вовсе не испортило. Например в фильме звучит своеобразный стих, от которого у меня в юности мороз по коже бегал.
… Чтоб сгинула ты и чтоб сгинул твой род,
Сто раз я тебя проклинаю!
Пусть вечно иссякнет меж вами любовь,
Пусть бабушка внучкину высосет кровь!
И род твой проклятье мое да гнетет,
И места ему да не станет
Дотоль, пока замуж портрет не пойдет,
Невеста из гроба не встанет,
И, череп разбивши, не ляжет в крови
Последняя жертва преступной любви!
Режиссеру, что в современном кино происходит крайне редко, удалось в фильме сохранить дух той самой готики девятнадцатого века, а это и чертовски страшные стихи, и оживающие портреты, и атмосфера обветшалых дворянских особняков, давно покинутых. И несмотря на то, что фильм снимался практически в эпоху угасания советского кино, и денег на воссоздание атмосферы девятнадцатого века катастрофически не хватало (об этом говорил сам режиссер в давнем интервью), съемочной группе удалось угадать и сохранить дух той самой сакральной безысходной мрачности, которая так выпукло читалась в первоисточнике.
Упыри, как и у Толстого, здесь в общем-то не очень отличимы от простых людей; они раскидывают пасьянс, танцуют мазурку на балах, они воспитанны, аристократичны, и только в самых крайних случаях проявляется их нечеловеческая природа. Вообще фильм Татарского, как и другая экранизация тех же лет «Семья вурдалаков», отличается по стилю и духу какой-то своеобразной мрачностью, во многом свойственной советским кинолентам тех лет, но это видимо примета того не очень уютного времени.
Подводим итог: один из первых советских фильмов ужасов, чем он и ценен, не очень, к сожалению, динамичный, но с крепко воссозданной мрачной готической атмосферой и местами очень даже страшный, что с последующими российскими фильмами ужасов случалось крайне редко. И что ещё более ценно, в основе фильма лежит крайне хорошая литература, современные режиссеры, прислушайтесь.
Добавить комментарий