ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 

КРИК-подписка!

Получать наши новости:
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Элементы хоррора и триллера в советской кинофантастике

 
Андрей Миронов - Таинственная стена

Таинственная стена

Трудно, конечно, ассоциировать советскую кино фантастику с таким понятием как хоррор, но случалось, пусть фрагментарно, но случалось. А иногда сплав фантастики и хоррора был вообще очевиден, хотя и редко, но это было, и мы конечно не можем пройти мимо такой волнующей темы. Многие считают, что советская фантастика — это якобы «Человек-амфибия» или «Его звали Роберт», а позже или «Отроки во вселенной» или «Через тернии к звездам», но это не так. Понятие «фантастический триллер» советские киношники конечно не очень жаловали, и тем не менее в этом жанре наснимали немало замечательных вещей, что само по себе факт просто удивительный. И вот первый и пожалуй самый удивительный пример фильма, о котором мало кто помнит.

Молчание доктора Ивенса - кадр

Молчание доктора Ивенса

Появившаяся в тайге туманная пелена притягивает внимание людей и вызывает видения из прошлого. Молодой ученый Ломов (Лев Круглый), занимающийся исследованием таинственной стены, считает это явление посланием далекой цивилизации и ищет пути общения с нею. Внутри сферической стены, исчезающей и появляющейся с определенной периодичностью и представляющей собой мощной элекстростатический заряд, находится исследовательская станция. Ломов работает там уже третий месяц. Начальство присылает туда друга Ломова, Андрея, чтобы тот заменил его на посту, потому что Ломова потянуло в научную фантастику: он считает, что стена произведена инопланетным разумом, а может быть, стена сама является разумным пришельцем. Вместе с Андреем едет подруга Ломова, Лена (Татьяна Лаврова), а по пути присоединяется старший сержант Валера (Андрей Миронов). Валеру послали, чтоб тот осмотрел локатор,

Отель у погибшего альпиниста

Отель у погибшего альпиниста

«преступно» сломанный Ломовым. Локатор сломался вот каким образом. С помощью локатора Ломов передавал в стену элементарные картинки, надеясь, что стена как-то отреагирует. Она действительно реагировала, вызывая галлюцинации у оператора локатора. Персонажи фильма испытают на себе галлюциногенное влияние стены. Валера, бывший моряк торгового флота, нарисует корабль и зашлет изображение в стену, после чего моментально окажется на своем судне, посреди океана, два года назад, в ушанке и тулупе. Из воды вытянут странного, измождённого путешественника, который будет твердить экипажу об одиночестве, причем, одиночестве не только в океане, но и во всем мире, после чего представится Валере таким образом: «Если хотите, считайте, что я марсианин»… и отправится в дальнейший дрейф по океану. Когда «приход отпустит», Валера уверует в марсиан. Лену также будет неудержимо тянуть к стене, как и Андрея. Все они побывают в различных точках своего прошлого, в различных точках пространства. Но люди, с которыми им предстоит пообщаться, даже если это хорошо знакомые люди, будут вести себя странно… Однозначно, на особом символическом языке с ними пытается говорить таинственная стена!В конечном итоге мировая общественность, журналисты со всех уголков света, будут расспрашивать советских ученых: так что же такое эта стена? И у советских ученых не найдется ответа. Потому что ответ каждый человек должен найти внутри себя. Но для этого надо лично законтачить со стеной. А какой контакт со стеной, если сам СССР тогда был окружен таинственной стеной под названием «железный занавес»? — молчаливо вопрошают создатели фильма.  /»Таинственная стена» 1967-й год/.

Дознание пилота Пиркса

Дознание пилота Пиркса

Вот вам и первый советский фантастический триллер, только мало кто знает и помнит этот фильм, уж больно пугал он советских киночиновников своей темой, далекой от устоев социалистического реализма и много лет практически пролежал на полке.

Идем дальше. Вот второй самый настоящий фантастический наш триллер — «Молчание доктора Ивенса» 1973-й год. Фильм о трагическом контакте землян с инопланетной цивилизацией, далеко ушедшей вперёд не столько в техническом плане, сколько в духовно-нравственном аспекте.

Звездный инспектор

Звездный инспектор

В числе пассажиров потерпевшего катастрофу над Северной Атлантикой лайнера претендент на Нобелевскую премию доктор Мартин Ивенс, работающий над проблемой продления человеческой жизни. Он и несколько других пассажиров спасены пришельцами с планеты Ораина. Между ними установлен контакт и доктор убеждает их открыться миру и помочь ему в его работе — продлении жизни людей. Однако неожиданное нападение военного самолета и гибель одного из пришельцев меняет их планы. К выводу о невозможности контакта пришельцы приходят практически сразу, только единственная женщина-инопланетянка Оранта не теряет надежды найти полностью. При последнем общении посланники другой цивилизации объясняют Ивенсу, что ждет морально незрелое человечество, если ученый доведет свои исследования по «эликсиру бессмертия» до конца. Они отказываются помогать технологиями людям планеты, на которой сила оружия во многом превосходит силу нравственности, и стирают у выживших пассажиров самолёта память. Ивенс остается единственным, кто помнит, что именно произошло, и возвращается в мир людей, но его память хранит разговоры с пришельцами. Поставленный перед проблемой нравственного выбора, Ивенс отказывается от продолжения своих исследований по бессмертию. Его пытается поддержать Оранта, но они вместе оказываются «под колпаком» спецслужб…

Через терни к звездам

Через тернии к звездам

Если вы хотите подвергнуть мои слова сомнению, что это именно триллер, пересмотрите сцену, где самолет с пассажирами, потерпев крушение, спасен инопланетянами, но пассажиры еще в полном недоумении — живы они или мертвы, и несколько из них решаются войти в непонятное нечто в конце салона…голливудские триллеры отдыхают.

Ну, думаю, звание фантастического триллера у знаменитого «Отель у погибшего альпиниста» (1979-й год) оспаривать никто не будет, фильм видели и любили, и любят как эталон советского жанра почти все.

День гнева

День гнева

То же самое и с знаменитым «Дознанием пилота Пиркса» (1979-й год); ну кто же не помнит знаменитую сцену с отрывающимися руками андроида ? Фильм редкий пример выдержанности в стиле триллер от первой до последней сцены в советском кино, впрочем весьма редкий пример.

В «Звездном инспекторе» (1980-й год) впервые в советском кино появляется тема зомби, и хотя фильм, к сожалению, получился стилистически неровным, в нем есть напряженные и весьма интересные моменты, которые позже получат развитие в последующих фильмах подобного жанра.

Крик дельфина

Крик дельфина

«Через тернии к звездам» (1980-й год) — это, конечно, чистой воды научная фантастика, но и в нем уже проявлены очень интересно элементы хоррора; это, конечно, в детстве так напугавшая меня сцена с отравлением источника, где эти кошмарные потерявшие разум Дессианцы в одинаковых белых масках окружают Ниюю, готовые растерзать её, ну и конечно сама биомасса.

А далее были жертвы эксперимента по очеловечиванию, кошмарные отарки — «День гнева» (1985-й год), превратившийся в зомби экипаж морского корабля — «Крик дельфина» (1986-й год), инопланетные технологии, грозившиеся уничтожением населению целого мира — «Заклятие долины змей» (1987-й год).
И, наконец, последний фильм в фильмографии советской кинофантастики — «Подземелье ведьм» (1990-й год), где прогрессорская база землян подвергается уничтожению и истреблению диким населением далекой планеты.

Фильмография советских фантастических триллеров:
— Гибель сенсации 1936
— Тайна вечной ночи 1957
— Таинственная стена 1967
— Молчание доктора Ивенса 1973
— Отель у погибшего альпиниста 1979
— Звездный инспектор 1980
— Человек — невидимка 1984
— День гнева 1985
— Крик дельфина 1985
— Охота на дракона 1985
— Заклятие долины змей 1987
— Вельд 1987
— Новые приключения янки при дворе короля Артура 1988
— Тринадцатый апостол 1987
— Конец вечности 1988
— Трудно быть богом 1989
— Подземелье ведьм 1990
— Посредник 1990
Некоторые фильмы мы упомянули вкратце, но не стоит расстраиваться, о каждом из этих фильмов мы подробно расскажем в рубрике Отечественный кинохоррор на сайте Клуб-Крик.

Самые страшные эпизоды в советской кинофантастике:

— Роботы убивают своего создателя — «Гибель сенсации»
— Пассажиры после крушения самолета входят в непонятное нечто в конце салона — «Молчание доктора Ивенса»
— Отрывающиеся руки андроида при перегрузке — «Дознание пилота Пиркса»
— Гибель пришельцев — «Отель у погибшего альпиниста»
— Мутация ученого — «Зеленая куколка»
— Отравление источника воды на Дессе, буйство биомассы — «Через тернии к звездам»
— Уничтожение космического мозга Тубоса — «Звездный инспектор»
— Черные следы, проход астронавтов по долине молний — «Лунная радуга»
— Появления Отарков — «День гнева»
— Битва между собой отравленных вирусом вражды пришельцев — «Лиловый шар»
— Мутация Бричера, проход по инопланетному подземелью, змей-охранитель — «Заклятие долины змей»
— Пожирание львами родителей — «Вельд»
— Проход по покинутому городу на Марсе астронавтов — «Тринадцатый апостол»
— Кровавые казни и помешательства на почве насилия — «Трудно быть богом»
— Истребление базы землян прогрессоров дикарями — «Подземелье ведьм»
— Многие эпизоды этого фильма очень страшны, но хочу выделить эпизод когда инициированная мать бросает свою дочь в грязь — «Посредник»

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 4,33 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Элементы хоррора и триллера в советской кинофантастике

  • MidnightMan

    Смотрел многие названные фильмы и полностью согласен, что иные сцены там были по-настоящему страшными, которые остались в памяти навсегда.

Добавить комментарий

  

  

− 2 = 5