Готические новеллы Алексея Толстого «Семья вурдалаков» и «Упырь», а также «Облако» Одоевского, и, естественно, шедевральные «Вий» и «Портрет» Гоголя — те самые столпы, на которых стоял и стоит весь литературный хоррор девятнадцатого и двадцатого века. Когда в сороковых годах увлеченный мистикой молодой граф Алексей Толстой представил публике две своих готические новеллы, на него обрушился шквал критики и обвинения в потакании низкому жанру, но за него заступился сам Виссарион Белинский, однако после этого автор ушел в историческую романистику и более к мистике не обращался. Только в девяностых годах, во времена, когда мистика стала наконец модной, были сняты два фильма по этим новеллам Алексея Толстого — «Семья вурдалаков» (1990 г.) и «Пьющие кровь» (1991 г.). Оба фильма буквально не следовали литературному источнику, а в первом так вообще действие было перенесено в современность. Но все же посмотрев свежую премьеру «Вурдалаков» 2016 года, снятую якобы тоже по рассказу Толстого, я склоняюсь к тому, что мои симпатии все же на стороне тех старых фильмов, несмотря на то, что визуально новый снят лучше, конечно. Но только вот на этом все его достоинства, к сожалению, и кончаются.
И что же в новом фильме осталось от первоисточника? Только одна линия со стариком — хозяином дома, вернувшимся, чтобы забрать в упыри свою семью, да и то она переиначена и переделана так, что весь смысл этой сюжетной линии, прописанной Толстым, приобретает совсем другой смысл в этом фильме. И не страшно, ну хоть убейся, не страшно, а в старых фильмах, несмотря на то, что они сняты дешево, почему-то было страшно, я уж не говорю о самих новеллах, напугавших не на шутку ни одно поколение читателей.
Конечно это мое субъективное мнение, но как раз рассказы Толстого так хороши сами по себе своей жуткой готической атмосферой, что ни дополнять, ни изменять их и не нужно, а если уж что-то менять, то делать талантливо, как, например, снимал режиссер Татарский в «Пьющих кровь», воссоздавая буквально из ничего, из разрухи кинопроцесса того времени ту самую готическую атмосферу.
Я не хочу сказать, что новый фильм совсем уж безнадежно плох. Нет, в нем есть и определенная атмосфера и хорошая визуалистика, но в сравнении, например, с теми же «Ночными стражами» спецэффекты уже не так впечатляют, хотя дело конечно не в них, а в обидных недочетах и промахах, которых, как я думаю, можно было избежать. Для чего, например, была нужна линия с более древней воскрешенной расой вампиров, если в итоге в дальнейшем сюжете они выполняют роли молчаливых статистов, и их появление ничего не прибавляет и не меняет в фильме? Когда вампиры идут атакой на монастырь, то вообще нет в этих сценах ни эпичности, ни размаха, так, вялотекущая драчка, к огромному сожалению. И самое главное, мы ничего ни узнаем о прошлом героев, они приходят ниоткуда и уходят в никуда, не вызывая ни сочувствия, ни сожаления, а ведь как бы хотелось что-то узнать о прошлом Лавра, хоть немного, ведь персонаж-таки очень харизматичный.
В целом, конечно, неплохое для нашего кинопроцесса кино, но довольно-таки среднее и, к сожалению, одноразовое.
Неужели опять Колядинцев осрамился? Этак так и останется автором неплохих короткометражек.
Колядинцев тут в принципе не при делах. Его участие в разработке сценария очень мало. В основном другие писали сценарий.
а что это за «Облако» у Одоевскогo?
Мистическая новелла просто менее известная чем » Упырь » или » Вий».
Посмотрел и с текстом согласен; кроме красивой картинки в фильме нет больше ничего. Судя по титрам, Евгений Колядинцев официально сценаристом не является, и оно к лучшему, так как сценарий, да простят меня создатели — тихий ужас…
Зато Колядинцев участвовал в других проектах, типа «Диггеров» и «Дизлайка». Для меня он скорее знак отсутствия качества. Видел и рекламу его, и фейковый трейлер — ничего не нашел хорошего, кроме короткометражки «Валентинка». Я пока слежу только за Подгаевским.