Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

(СиС) Не/Вседозволенность/ — рецензия на фильм «Невидимка» (Hollow Man, 2000 г.)

 

Сегодня в рамках проекта «Секс и Смерть» Клуб-Крик представляет совсем неочевидный фильм в заявленной стилистике. Многие зрители считают его эффектным фантастическим боевиком и вполне правы в своем определении. Но не стоит забывать, что «Полого Человека» (Hollow Man) снял один из самых смелых, жестких и откровенных режиссеров современного кино – Пол Верховен, который и типичный голливудский сай-фай-экшн наполнил авторским натурализмом в виде зверского насилия и изощренного эротизма. Итак, очередная картина, подвергшаяся смертельно-сексуальному анализу, «Полый человек» или «Невидимка» в российском прокате.

Алексей «Max Cady» Петров.


Не(Вседозволенность)

nevidimka-kadr-1Размышляя о том, почему творение Пола Верховена получилось таким, какое оно есть, следует обратиться к его творческим истокам – изначальной концепции незримого человека. Автором сей идеи стоит считать великого британского фантаста Герберта Уэллса, написавшего в 1897 году роман «Человек-невидимка» о злоключениях гениального ученого, которому феноменальный результат принес только боль и несчастие. Книга заслуженно пользовалась читательским успехом, но в то же время подверглась критике ученого мира, доказывавшего, что подобное явление невозможно в принципе. Впрочем писателя занимало не физиологическое правдоподобие истории, а мысли и действия героя, оказавшегося в невидимом состоянии. И одной из очевидных особенностей поведения «невидимки» была вседозволенность, которую можно было использовать в любых целях. Отсюда вырастала основная моральная дилемма персонажа; остаться благопристойной личностью или превратиться в озорного монстра, которому всё сойдет с рук, так как никто его не увидит при совершении любых преступлений.

nevidimka-kadr-2Посему на основе романа Уэллса стоило снимать кино либо в форме комедии, где «невидимка» представал хорошим парнем и потенциальной жертвой плохих людей (что и сделал хоррормейкер Джон Карпентер в «Исповеди невидимки» 1992 года), либо в жанре жестокого триллера, в котором главгерой – чудовище, упивающееся собственной безнаказанностью. И вот для такого фильма в режиссерское кресло прекрасно подходил Пол Верховен, самобытный автор, успевший наделать много шума как у себя на родине – Нидерландах, так и в условно пуританских Штатах. Говоря конкретно о голливудской карьере европейского мастера, к 2000-му году Верховен успел шокировать местную публику нетипично-зверскими боевиками «Робокоп» и «Звездный десант», а также полупорнографическими триллером и драмой – «Основной инстинкт» и «Шоугелз». Ну а идея «невидимки» открывала для Верховена обширное поле для реализации разнообразных половых и насильственных фантазий.

nevidimka-kadr-3Итоговый результат неоднозначно восприняла как публика так и критика; кто-то называл «Невидимку» классным экшн-хоррором, кто-то – глупейшей развлекушкой-пустышкой, но практически все оценили прекрасные спецэффекты, которые чуть было не были удостоены высшей награды американской киноакадемии. Но для истинных ценителей творчества Верховена было понятно, что видеоряд для режиссера являлся не самоцелью, а лишь инструментом производства продукта, привлекательного для массового зрителя. А на самом деле Пол в очередной раз вдоволь поглумился над голливудскими штампами жанрового кино, возведя их практически в абсолют абсурда, и выплеснув на экран реку секса, формально завуалированную возрастным рейтингом.

nevidimka-kadr-4Так одаренный ученый Себастьян Кейн в исполнении Кевина Бейкона оказывается сексуальным маньяком, которому «невидимость» в первую очередь нужна для удовлетворения безудержной похоти. Хотя начало фильма не предвещает подобной трансформации и представляет главгероя пусть надменным и бесцеремонным, но все же вменяемым деятелем науки, который искренне стремится добиться небывалых научных результатов. Себастьян – однозначный лидер, но умеющий работать в команде, и уважающий своих коллег, пусть и с весомой степенью высокомерия. И не будет большим спойлером сказать, что став невидимым, Кейн съедет с катушек и начнет творить вопиющие гадости, о чем и рассказывает вторая, кроваво-половая половина картины.

Невидимка - кадр 5В первой же половине ленты мы созерцаем рабочие будни, где самое потенциально опасное существо – горилла Изабель, подвергаемое болезненным процедурам. Зритель наслаждается впечатляющими сценами обращения обезьяны в невидимку и обратно, а также дружески-нервозными отношениями внутри ученого коллектива. Режиссер усыпляет бдительность публики производственной драмой, лишь с мимолетными элементами триллера и эротики, чтобы потом взорвать экран кровавым месивом.

nevidimka-kadr-6Причем как оказывается, Смерть для чокнутого невидимки Кейна не удовольствие, а необходимость защитить свою новую сущность. Вот только по части гуманности у героя Бейкона нет ни принципов, ни тормозов. Убийства совершаются с оголтелой жестокостью, временами заставляя забыть, что смотришь вроде как фанта-триллер, а не слэшер про Фредди Крюгера или Джейсона Вурхиза. Ну а Верховен просто смакует экшн и насилие, специально игнорируя какое-либо правдоподобие, словно говоря публике; «Хотели мясца?! Нате!» «Любите живучих злодеев? Вот вам – не горит и не тонет, стервец!» «А еще вам нужны такие же неуязвимые хорошисты? Ну вот, колют, замораживают, бьют, а он всё как новенький!» «Ну и конечно же хэппи-энд, сверхбредовый, но такой обязательный!» И здесь проблема лишь в том, что далеко не все оценят этот откровенный стёб. Ведь по сути нон-стоп-мочилово в развязке смотрится как типичная голливудская глупость, свойственная многим бездумным блокбастерам, когда красота картинки начисто перекрывает здравый смысл. И Верховен без сомнения это понимал, но сделал так, как хотел, рискуя остаться непонятым массовой публикой.

nevidimka-kadr-7Что же до Секса в «Невидимке», то здесь режиссеру не позволила развернуться по полной американская цензура (упирающаяся все в те же возрастные рейтинги), ведь как-никак 95 миллионов долларов потратили и нужно было привлечь в кинотеатры максимум народу. Поэтому второй «Основной инстинкт» в фантастическом антураже мы, увы, не увидели, хотя предпосылки к тому были. Ведь доктор Себастьян Кейн – а) вуайерист, б) эксгибиционист, в) просто насильник. А учитывая, что в фильме фигурируют три привлекательные актрисы — Элизабет Шу, Ким Диккенс и Рона Митра, зрителю при всех цензах есть на что посмотреть, пусть и не в той степени, что показывали Шэрон Стоун и Элизабет Беркли в уже упомянутых ранних работах Верховена. И пусть формально «Невидимка» не дотягивает до эротического жанра, миниатюрные сексуальные эпизоды раскиданы по всему хронометражу. Посему если бы не большие финансовые затраты на производство, мы могли бы увидеть еще более жестокого и возбуждающего «Невидимку», а так лишь эффектный и стерильный голливудский триллер, в котором все равно чувствуется почерк мастера откровенного кино.

Страница фильма «Невидимка» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 5, среднее: 4,20 из 5)
Loading ... Loading ...

12 комментариев (СиС) Не/Вседозволенность/ — рецензия на фильм «Невидимка» (Hollow Man, 2000 г.)

  • Фильм, который я готов пересматривать снова и снова. Претензия две: не стоило вырезать сцену изнасилования Роны Митры, потому как ничего сверхъоткровенного в ней не было. Да и потом, для триллера, где главный антагонист — невидимый взору человек она кажется вполне уместной. Второй промах ПРОДЮСЕРОВ, а не Верховена, это пресловутый хэппи-энд, про который автор уже говорил. Детский сад да и только. Можно было ярче проявить интеллект и героиню Элизабет Шу в финале на поверхность мог поднять, к примеру, Супермен. И все бы остались довольны. Студия настояла, режиссёр — подчинился. Концовка изначально кардинально отличалась от той, что нам показали. Жестких сцен несоизмеримо больше. Эротики тоже. Но коммерчесий интерес на то и коммерческий, и финансовая сторона вопроса, вкладывающих в картину группу людей волновала куда больше, нежели вырезанные «мясные» и эротические сцены, включая крайне мрачное окончание…

    • Роберт Виллэн

      А я и люблю его только в режиссёрской версии. Их нужно в первую очередь смотреть. Режиссёрская версия»Чужого 3″ вообще шедевр, а для кинотеатра вырезали 40 минут! К хэппи-энду у меня претензий не возникло, ибо это всё-таки не ужастик, да и не надо лазейки для сиквела оставлять. Фильм, на мой взгляд, лучшее, что было снято про невидимку, и конкретно для Верховена это возвращение к авторскому кино после пустоголового боевика «Звёздный десант». Абсолютно не согласен с теми, кто считает, что это якобы пародия на американский патриотизм. Или уж тогда чересчур замаскированная. «Армагеддон» — да, пародия отменная, мой любимый фильм-катастрофа.

  • Это у Роберта Виллэна претензий к концовке нет, но Верховен с тобой не согласится ни при каких обстоятельствах. Я всегда на стороне автора и другим советую. Когда режиссёр и сценарист видят по своему кинематографический процесс, а у них забирают идею — это как минимум зовётся кощунством. Прочитал достаточно статей про «Невидимку», в них Верхувен сожалеет, что всё закончилось хэппи-эндом, он всецело был против. Я, как и многие, желал другой концовки. И даже улыбнулся от того, чем закончилось ГЕРОИЧЕСКОЕ спасение двух влюблённых голубков. ХЭППИ-ЭНД — как много в этом звуке! Пустом, надо сказать. Чтобы у смотрящих не возникало желания покидать зрительский зал в подавленном состоянии. Уважаемые смотрящие, наслаждайтесь просмотром! Добрые продюсеры постараются вам в этом помочь. А пока вы наблюдаете, они сварганят ещё с десяток таких ХЭППИ-ЭНДОВ, а потом ещё, ещё, и ещё — лишь бы денюжка в кармашек шла…

  • Буквально вчера посмотрел условный сиквел «Невидимка 2», уже снятый специально для видео, с мизерным бюджетом и неизвестным режиссером. Ничего примечательного в продолжении нет, просто дешевое, полуживое кино, и Кристиан Слейтер, пришедший на смену Бейкону, в образе «плохого невидимки» фильм никак не спасает…

  • MidnightMan

    Интересно написано. И фильм удачный, чего не скажешь о его видео-продолжении 🙂 Но, на самом деле, Верховен далеко-далеко не оригинален в идее превратить книгу Уэллса в триллер, развив финал оригинала, где учёный сходит с катушек. В книге он лишь намеревался сеять террор (по-моему, он называл это царством Террора) и убивать, но не успел. В фильме же это стало доминирующей частью истории. Так вот, подобную концепцию уже во всю исследовал сам Джеймс Уэйл – тот, кто развил и популяризировал сам «страшный» жанр в звуковом формате кино. Его постановка «Человек-невидимка» 1933-го года очевидно показывает откуда позаимствовала подобный ключ рассказа пара сценаристов.

    • Роберт Виллэн

      Мне в своё время так понравился «Невидимка», что я специально не стал вторую часть смотреть. Что мне понравилось, режиссёр и сюда перенёс эротически-патологическую атмосферу «Основного инстинкта». Мне также очень нравятся «Робот-полицейский», «Вспомнить всё». «Звёздный десант» хуже, там Верховен мало чувствуется. А вот его голливудский дебют «Плоть + кровь» мне не понравился, хотя иные утверждают, что это шедевр. Я очень симпатизирую главным актёрам этого фильма, но средневековый триллер, по-моему, не получился.

      • По моим творческим планам хочу уже в который раз пересмотреть «Основной инстинкт», специально для написания текста для Клуба, и также хочется переосмыслить «Плоть + кровь» — фильм, который смотрел лишь раз и очень давно, когда еще не мог прочувствовать эстетику подобной картины, а лишь как подросток обращал внимание сугубо на то, что вынесено в название фильма. Но опять же по детским воспоминаниям, думаю, что и это кино жанрово подойдет для Клуба.

        • Роберт Виллэн

          Мне кажется, даже «Шоу гёлз» подошло бы, так как Верховен в США снимал на стыке жанров. Его голландский период я не видел, но он тот редкий иммигрант, кто остался собой и на чужбине. Люблю его «Робота-полицейского» и «Вспомнить всё», смотрел много раз. Очень жаль, что оба эти фильма пострадали от бездарных ремейков. Единственный фильм, где Верховен потерял авторство, это «Звёздный десант», но как боевик сделан на высоком уровне, 7,5 я бы поставил.

          • Андрей, из голландского периода Верховена рекомендую «Четвертый мужчина» — классный эротический триллер, который не превосходит «Основной инстинкт» но по качеству близок к нему.

  • Второго «Невидимку» на дивидишке смотрел ещё в год выхода. Лёш, когда критикуешь подобные видеосиквелы, тут надо понимать, что права перекупаются у крупной киностудией маленькой киностудией, потому что на большой экран продолжение не планировалось. Подобная участь постигла «Крикунов», на сиквел которого ты уже делал обзор, дилогию «Калейдоскоп», права на которую перекупили любители-энтузиасты, можно ещё «Универсального солдата» вспомнить. То бишь, если мы сейчас с тобой скинемся(хоть и разнятся у нас с тобой социальные статусы) и перекупим права на «Титаник», то снимем свою вариацию «Титаника», где от тебя на главную женскую роль утвердится Азия Ардженто или Шэрон Стоун, к примеру, а я со своей стороны на мужскую роль приглашу того же Бэйкона.

    • Вася, понятно, что сиквелы Direct-to-video как правило несоизмеримы по качеству с кинотеатральными оригиналами. Они могут быть сами по себе вполне смотрибельными, но их всё равно будут сравнивать в первую очередь по вложенному бюджету, и ясен фиг не в пользу вторых. Но как бы там ни было, всегда хочется, чтобы режиссеры таких сиквелов не паразитировали на успехе оригинальных картин, а все-таки пытались сделать хорошее кино в рамках скромных финансовых затрат.

      В случае второго «Невидимки» это просто съемка «абы чего», хоть как-то похожего на оригинал, но без желания действительно создать интересный фильм.

      Посему если бы мы с тобой серьезно задались идеей снять свой вариант «Титаника», то мы бы создавали камерную драму о паре выживших людей, которые бы весь фильм сидели бы в одной комнате, вспоминая пережитый кошмар и размышляя о том, почему Господь спас именно их…А корабль в нашем фильме был бы разве что на фото, висящем в комнате, где происходит диалог. Ну а за неимением средств на Ардженто, Стоун и Бэйкона я бы возможно пригласил на главную роль мою коллегу Наталью Семенову, у которой брал интервью, возможно она бы согласилась, чисто ради искусства. Она, конечно, не актриса, но и мы с тобой не профессиональные режиссеры ))

  • Зато мы с тобой профессиональные фантазёры. Я помню то интервью двух умных людей.

Добавить комментарий для Роберт Виллэн Отменить ответ

  

  

− 2 = 3