Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Посмертный негатив — рецензия на российский хоррор «Невеста» (2017 г.)

 

Невеста - кадр 1Святослав Подгаевский – грамотный режиссер, без иронии. Он понимает, что в жанре хоррор всё уже давно придумано и многократно опробовано с разной степенью успеха, нужно лишь взять самое действенное и лучшее. Быть настоящим новатором очень сложно, да и не всегда нужно, тем более что и умелых компиляторов — не пруд пруди. И Святослав в своем творчестве выбрал формально правильный путь; растить на родной земле фильмы ужасов из иностранных семян. Насколько русским получается подобный продукт – отдельный вопрос, но главное, что и в реалиях России-матушки можно создавать страшное кино, пусть и не превосходящее, но качественно похожее на забугорные образцы. Так реально недурственным получилось «Владение 18», а потом еще более эффектной и презентабельной – «Пиковая дама: Черный обряд». Но с новоиспеченной «Невестой», сотворённой по тем же лекалам, неожиданно случился шаг назад, а то и два шага…

Невеста - кадр 2В своем новом проекте Подгаевский решил, что не нужно вообще стесняться использования голливудских штампов, тем более, что любят их наши зрители, хоть и говорят об обратном. И понеслось кино с титра «Основано на реальных событиях» (это так, на минуточку, в мистическом хорроре), чтобы и дальше не сворачивать с пути отработанных приемов американо-азиатских жутиков. Да, формально режиссер берет за основу отечественные легенды о свадебных обрядах, и, пусть зародившуюся в Англии, но также прижившуюся в старой России моду фотографировать умерших людей. Но обыгрывает сии страшные истории Подгаевский сугубо в стилистике зарубежных триллеров, даже не пытаясь внести хоть крупицу национального колорита.

Невеста - кадр 3Действие происходит в двух временных плоскостях. В прологе нам показывают возникновение страшной тайны одного древнерусского рода, а далее уже в наше время девчушка-студентка скоропалительно выходит замуж за красавчика-фотографа. Сразу после свадьбы молодожены отправляются в фамильный дом жениха, где с отцом и своими детьми живет его старшая сестра. Вчерашняя невеста с радостью знакомится с новыми родственниками, не представляя, что у этой семейки не скелеты, а целое кладбище в шкафу!

Невеста - кадр 4Подгаевский выстраивает хронометраж по принципу; две три – саспенс, финальная треть – экшн со спецэффектами. Причем следует ему очень строго. История уже давно пересечет свой экватор, и вы заметите, что в так называемом фильме ужасов никаких реальных ужасов до сих пор нет, вас всё готовят и готовят к ним. Режиссер во всю мутит параноидальную атмосферу, сопровождая ее скрипами, стуками и нервозным саундтреком, под которые главная героиня гарантированно съезжает с катушек. Нагнетающе-напрягающая прелюдия в «Невесте» чертовски длительная, и если отдельных зрителей она и сможет заворожить, то большинство с высокой степенью вероятности начнет погружать в сон. При всём уважении к стараниям Подгаевского, он всё же далеко не Хичкок, и пока по-настоящему не владеет искусством удержания зрительского внимания чисто за счет магии видеоряда, без динамики, спецэффектов, диалогов и развития сюжета в принципе. Большую часть фильма мы реально просто наблюдаем, как героиня пугается не понять чего, просто потому, что все кругом «какие-то не такие», а еще и муж пропал неизвестно куда…Так-то мы верим, что юной жене страшно, вот только сами ее страхом практически не проникаемся.

Невеста - кадр 5Таким образом дойдя до условного пика саспенса, Подгаевский резко врубает «ужастик» на всю катушку. И вот тут на зрителя обрушиваются все мыслимые призрачные штампы, какие только есть в «нерусском» кино. Вот вам и «мертвая девочка» из многочисленных «Звонков» и (полу)зомби, неумолимо ползущий и тянущий скрюченные руки, и неистово орущий демон, так, что людишки летают по дому, и борьба за тело между вселяющимся Злом и человеком, и еще много-много того, что вы уже видели раньше. Режиссер стремится нокаутировать психику зрителя, обрушивая на нее безостановочные ужасы, и не обращая внимание на собственную защиту касаемо зрительской критики по сценарным недостаткам. Ведь если разобраться, Подгаевский допустил вопиющие смысловые дыры. Когда вся суть интриги становится ясна, шокирует изначальное поведение мужа (да как он вообще мог приехать сюда с женой?), жены (ты так долго дожидалась того, что стало происходить, ничего не делая?), да и злодеев (так если вы изначально знали, что нужна была «чистая и непорочная», то чего вы так удивились, что что-то пошло не так?). И как-то не думается, что режиссер (он же сценарист) этих смысловых ляпов не видел, скорее Подгаевский, опять же по принципу среднестатистического американского кино, посчитал, что в этих «слабостях» нет чего-то катастрофического, подобное зритель встречает в «их фильмах» постоянно. Ну и чтобы окончательно отождествить «Невесту» с иностранными хоррорами, Подгаевский последним кадром делает до одури избитый штамп, за который вообще должно быть стыдно…

Невеста - кадр 6В результате мы получили очень среднее кино, в котором есть качественная визуальная составляющая и какой-никакой саспенс, но в целом фильм воспринимается как манипулятивное подражание западным жутикам и не более того. Да, картина найдет своего зрителя на Родине, кому-то даже понравится подобная игра в американские страшилки, но если мы говорим о ценности ленты, как отечественного произведения искусства, то она, увы, минимальна. Наверное, от российского кино мы всё-таки хотим «чего-то своего», а не того, что мы «примерно можем как они».

Страница фильма «Невеста» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

8 комментариев Посмертный негатив — рецензия на российский хоррор «Невеста» (2017 г.)

  • Объемный и весьма информативный обзор, который вынуждает лично меня даже не помышлять садиться за просмотр. Алексей перечислил уже набившие оскомину штампы, после коих я окончательно утвердился в том, что откуда-то сверху приказали снимать не хоррор, а самую обыкновенную мистику. В попытке угнаться за западом, мы потеряли частицу чего-то исконно русского, чего-то эксклюзивно нашего, того, с чем можно было выйти на новый мировой уровень кинематографа ужасов. То, чего хватает европейцам, даб удивлять западных зрителей, но чего нет у нас…

    • Отзыв был вчера написан буквально с пылу с жару, сразу же по возвращению домой из кинотеатра. И что занятно, ориентируясь на голосовалу Капли, которая у нас сейчас висит, «Невеста», имхо, лучший отечественный хоррор, снятый в 2016 году, если выбирать из «Маршрут построен», «Диггеров» и «Дизлайка». Но это если выбирать именно из этих фильмов, ибо сама по себе «Невеста» такая, какой я ее представил в отзыве, то есть художественно картина слабая, как не крути.

  • Роберт Виллэн

    Да, очень хороший отзыв. Я сейчас отошёл от хоррора, ибо боевики люблю не меньше. Теперь на них буду отзывы писать. Так что «Невеста» до меня не скоро доберется.

    • Спасибо, Андрей. По боевикам: если боевик, не совсем прям боевик-боевик, но еще и реально триллер, то милости прошу такие отзывы в Клуб )

      • Роберт Виллэн

        Сейчас пересматриваю «Тюрягу». На неё можно разместить отзыв.

      • Эндрю Вулф

        Скачал «Невесту» и скоро посмотрю. Кстати, в этом году Подгаевский еще один хоррор снимает.

Добавить комментарий для Алексей Петров Отменить ответ

  

  

4 × 1 =