Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на слэшер «Сожжение» (The Burning, 1980 г.)

 

Один из лучших слэшеров начала 1980-х гг., справедливо не обзавёдшийся ремейком, навсегда оставшись талантливым произведением тогда только зарождавшегося жанра слэшер. Он был снят в один год с «Пятницей 13» и как-то затерялся на её фоне, хотя имеет отличную атмосферу, небанальное развитие событий, а также поистине страшные сцены, из которых заслуживает особого внимания отлично смонтированная сцена на плоту. Тони Мэйлам мало снял игровых фильмов, специализируясь на документальном кино, и никогда не снимал слэшеры ни до, ни после, да и вообще хорроры, исключая поздний фильм с Рутгером Хауэром «Считанные секунды», повествующий об инопланетном чудище, живущем в тоннелях лондонского метро. Может, вдохновившись этим неординарным постапокалиптическим боевиком, американцы сняли примитивный экшен «Адреналин».
Думаю, всякий, кто посмотрит «Сожжение», задумается: а не этому ли малоизвестному массовому зрителю фильму мы обязаны образом Фредди Крюгера? Ведь Кропси, наверно, первый изуродованный огнём маньяк, возненавидевший подростков, из-за которых и пострадал, лютой ненавистью и принявшийся истреблять их в том лагере, где когда-то работал.
Тони Мэйлам собрал свой талантливый слэшер из тех страшилок, которые рассказывали друг другу скауты по вечерам у костра и которые мог бы слышать и сам режиссёр, будь он американцем. Однако, поразительный факт, англичанин сумел лучше уловить и передать дух американских детских лагерей и связанную с ней беззаботную пору ранней юности, времени первой влюблённости (и секса, конечно), дурачеств, некоторые из которых могут закончиться совсем не так, как предполагали подростки. Несомненно, Кропси был малоприятным человеком, но уж точно не заслужил те долгие страдания, что выпали на его долю. Кстати, двойственность личности Кропси (не только маньяк, но и жертва) воплощено в отличной музыкальной теме, написанной культовым музыкантом Риком Уайманом. Это вам не примитивное сопение аллергиков, ставшее музыкальной темой моего «любимого» хоккеиста, а настоящая музыка, призванная не столько напугать, сколько отразить настроение фильма. А оно тут неоднородно и меняется от части к части. Например, начало, где Кропси узнаёт, что все операции не дали результата, и он навсегда останется уродом, воплощено в лучших традициях джалло — маньяк без лица, чёрный плащ, перчатки, бритва как орудие убийства проститутки, которая испугалась, увидев его лицо (а мы лицо не видим до самого финала). Дальше следует самая светлая часть, рисующая нам жизнь среднестатистического детского лагеря, идиллию которой, кажется, ничего не может нарушить. Однако это лишь видимость, и скоро на горизонте появляется страшная тень из прошлого, вооружённая садовыми ножницами (вот, оказывается, у кого училась Дженнифер Хиллс обращаться с садовым инвентарём!). И, наконец, финальная часть, где главный герой лишь чудом одолеет злодея.
Тони Мэйлам преподносит историю под неожиданным углом. Словно рок в образе Кропси преследует ребят, которые хотели бы обо всём забыть. Но возмездие за грехи неотвратимо, ибо человек, совершая действие, должен думать и о последствиях и быть готовым ответить за них. Ведь, в то время, как ребята веселились все 5 лет, Кропси страдал, и, наверно, в каком-то смысле, заслужил право на ветхозаветное мщение. Ведь с ним обошлись отнюдь не по-христиански, и лишь шутки ради.
Не думайте, впрочем, что «Сожжение» трагедия уровня Еврипида. Просто талантливый режиссёр, снимая даже простой сюжет, не может творить по шаблону. Ведь дух веет там, где хочет, и банальность несовместима с талантом. Вспомним, что и другой отличный слэшер тех времён «Безумец» вполне простой, но снят так, что его помнишь даже спустя годы. И ни «Незнакомец», ни «Мой кровавый Валентин» не могут заслонить два эти сверкающих бриллианта. Когда же говорят, что слэшер как жанр примитивен и предназначен для неприхотливых зрителей, нельзя также забывать, что всё гениальное просто. Не слэшер плох сам по себе, а то, что этот жанр, ввиду открытой продюсерами джейсонианы примитивной мясорубки, стал привлекать целую кучу бездарных режиссёров, мгновенно упростивших даже весьма простые составляющие джейсонианы. Не беда, что Джейсона съела акула — в следующей части он победно вылезет у неё из пасти. А герои с первых минут говорят только о том, где бы потрахаться и напиться. Конечно, здравому человеку, не выросшему на кроличьей ферме, подобные герои и фильмы, пропагандирующие такой образ молодёжи, не могут быть приятны. Но, слава богу, не все слэшеры такие. Есть те, которые хочется пересматривать и спустя годы, такие, как «Сожжение», «Безумец«, «Спящий лагерь«, «Инициация«, «Кошмар на улице Вязов», «Крик», и старый, и новый, где есть преображающая сила искусства. Они будут интересны и тем, кто давно вышел из подросткового возраста, для кого пара буферов и попка в обтягивающих шортиках уже не кажутся важнее всего на свете. Ведь мы всё-таки не кролики, а люди и заслужили право желать полноценные истории о людях, пусть и преследуемых маньяком. Ведь, когда фильм захватывает своей историей, обволакивает атмосферой и становится частью твоей души, как первый поцелуй или влюблённость — разве это не главное, почему люди смотрят кино?

8

Перефразируя лейтенанта Коломбо, можно сказать, что если в фильме звучит такая музыка, он не может быть абсолютно плохим 

Страница фильма в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 3,67 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария Отзыв на слэшер «Сожжение» (The Burning, 1980 г.)

  • От меня оценка тоже 8. И не могу поставить 10. Но 8 ставлю запросто. Фильм — классика, фильм, цитированием которого занимались(«Резня в психушке») и занимаются до сих пор. Отменный грим от Савини, высокая смотрибельность, работа камеры — «на ура», хорошие актёрские работы. И главное — сплошь положительные рецензии не только канадо-американских зрителей, но и азиатских, европейских, австралийских. Слэшер, понравившийся многим. Хорошо, когда так. А «Секунды», снятые в мрачных тонах, при этом имеющие качественные шутки двоицы напарников, я просто обожаю. Но и «Сожжение» часто вызывают во мне ностальгические нотки. Аж в лагерь захотелось…

  • MidnightMan

    Отличная музыка. Напомнила итальянские жанровые картины, где саундтрек всегда был отменным, передающим очень многое.

  • Отличный хоррор, реально драматичный, цепляющий за душу. Сейчас перечитал собственную рецензию; наши с Андреем восприятия этого фильма очень близки.

Добавить комментарий для Роберт Виллэн Отменить ответ

  

  

× 9 = 27