Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

«У Бога была причина свести нас вместе» — рецензия на фильм «Заклятие» (The Conjuring, 2013 г.)

 

zaklyatie-kadr-1«Да конечно!» — восклицаешь, когда видишь в начале мистического хоррора пресловутую строчку «Основано на реальных событиях». Ведь для большинства фанатов жанра ужасов «любить» отнюдь не означает «верить». Мы можем с удовольствием смотреть фильмы про оборотней, вампиров, демонов, призраков и прочих исчадий ада, но даже на секунду не допускать, что подобное имеет место быть на самом деле. Мы с аппетитом потребляем страшные сказки для развлечения и острых ощущений, которые нам трудно испытать в реальности, оставаясь при этом в полной безопасности. Мы погружаемся в жуткую вселенную хоррора лишь на время просмотра, хотя, если фильм особенно удался, можем прибывать в ней какое-то время и после того, как экран погаснет. Но в любом случае мы возвращаемся в реальный, условно «менее страшный» мир, и вновь ждем момента, когда удастся пойти в кинотеатр или включить «жутик» дома. Ну а заявление о «реальных событиях» в фантастическом ужастике мы воспринимаем с доброй ухмылкой, всегда…ну или почти всегда.

zaklyatie-kadr-2«Заклятие» Джеймса Вана – исключение из правила «недоверия» потому, что в основе ленты лежат фрагменты жизни реальных исследователей паранормальных явлений, Эда и Лоррейн Уоррен. Супруги полностью посветили себя изучению потустороннего мира в виде его проявлений в бытие обычных людей. Уоррены всю жизнь вели расследования, а также читали лекции и писали книги. Эд, увы, не дожил до момента экранизации собственной биографии, а вот Лоррейн выступила идейным вдохновителем и снялась в эпизоде одного из самых качественных фильмов ужасов последних лет. Конечно, и к жизни Уорренов можно отнестись с большим скепсисом, посчитав их шарлатанами, но Ван умудрился снять фильм так, что его воспринимаешь куда глубже, нежели просто одноразовую «понарошную» страшилку.

zaklyatie-kadr-3Оставив пока в стороне хоррор-стилистику, и говоря о «Заклятии» сугубо как о драматическом произведении, стоит акцентировать внимание на семейственности, стоящей во главе конфликта. Ведь на протяжении всего повествования зритель наблюдает два домашних очага – Уоррены и Перроны. Первые – вышеупомянутые «охотники за приведениями», а вторые – жертвы этих самых «приведений». Причем если у вторых чертовщина, внезапно возникшая в доме – экстраординарный случай, то у первых эта обычная семейно-рабочая рутина (ведь как говорит Лоррейн — «У Бога была причина свести нас вместе»). Поэтому еще вопрос, у кого из них жизнь сложнее и ужаснее в целом. Но главное, что обе семьи – благополучные союзы, где любовь и защита близких превыше всего остального. Посему в «Заклятии» и Уоррены и Перроны – равноважные персонажи, сражающиеся с общим врагом при практически одинаковой уязвимости. Поэтому если «Заклятие» зацепило вас с самого начала, вы пропускаете через себя судьбы всех экранных героев, которые благодаря мастерски написанному сценарию и точной актерской игре и в кино кажутся живыми людьми. И если считать, что подобных ужасов, показанных в доме Перренов реально не происходило, сославшись на художественные жанровые условности, все равно нельзя избавиться от мысли, что «что-то ведь было». Пусть даже коллективное безумие, но участники по-настоящему верили в творящиеся события.

Заклятие - кадр 4Что же до технически-художественных приемов, используемых режиссером для устрашения публики, то Ван не изобретает чего-то нового, но настолько мастерски оперирует хоррор-штампами, что диву даешься! Основной секрет в том, что Ван виртуозно обманывает зрительские ожидания в конкретных эпизодах, когда готовишься к «одному страшному», а происходит совсем другое. Резкий звук обрушивается не тогда, когда его прогнозируешь, и Злобное Зло выскакивает не из того угла, в который смотришь. Посему создается впечатление некой новаторский стилистики и действительно забываешь, что всё это ты видел уже много раз. В кадре совсем не льется кровь и не летают ошметки человеческих тел, но ближе к финалу концентрация напряжения и ужаса достигает условного психического экстремума, когда в контексте рассказываемой истории придумать что-то страшнее уже просто нельзя. И даже при отсутствии в финале сценарных кульбитов все равно воспринимаешь «Заклятие» как чертовски жуткую картину, в которой режиссер почти довел публику в своей массе до умопомрачения и заставил поверить в достоверность экранизированных «реальных событий». Конечно, по завершению просмотра мы скажем себе, что «это всего лишь кино», но забыть «Заклятие» хотя бы на уровне ощущений мы вряд ли сможем. А это ли не лучшая похвала для фильма, уже претендующего на классику жанра, по прошествии пары-тройки лет с момента выпуска?

Страница фильма «Заклятие» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария «У Бога была причина свести нас вместе» — рецензия на фильм «Заклятие» (The Conjuring, 2013 г.)

  • «А это ли не лучшая похвала для фильма, уже претендующего на классику жанра, по прошествии пары-тройки лет с момента выпуска?» — Леш, даже претендовать «Заклятие» на классику не в состоянии. И его конкурент «Синистр» — тоже. Ван «лепит» свои хорроры по всем канонам классических лент 70-80, практически ничего нового не привнося. А чтобы стать классикой на столетия вперед, нужно как-минимум всего лишь снять нечто оригинальное в духе «Кошмаров…» или «Восставшего из…» «Пила» — лучшая работа режиссера и эталон маньяного триллера мог бы стать классикой, но посмотрим что будет… У меня смутные сомнения по поводу Джеймса и Вана и Патрика Уилсона… Я еще понимаю его дружбу с Ли Уоннелом(исполнитель главной роли и сценарист первой «Пилы»), но они с Австралии крепко дружат, а в случае с Уилсоном… Вот «тесное сотрудничество» с Люком Уилсоном(гей из геев) я бы понял, а с Патриком… Спокойной ночи!

    • Да в состоянии, Вася, претендовать, ибо понравился огромному количеству людей, причем реально понравился. Да, Ван ничего нового не придумывает, о чем я и говорю в тексте, но настолько мастерски переносит мотивы вот тех самых классических лент 70-80-х, как мало у кого получается. То есть фактически он возрождает жанр «приведенческого хоррора», каким он был раньше.

      Станет ли «Заклятие» настоящей классикой — покажет только время (как и с «Пилой»), но что фильм уже сейчас считается современным образцом в этом страшном поджанре — факт. По мне так и «Пила» и «Мертвая тишина» и «Заклятие» и «Астрал» — показательные хорроры наших дней, и Ван четко понимает, что и как надо снимать. По моему прогнозу «Пила» и «Заклятие» останутся в истории («Заклятие» пусть даже как перерождение жанра), а канут в Лету чисто попкорновые работы Вана, такие как «Форсаж 7».

    • Роберт Виллэн

      «Синистер» мне весьма понравился. Он очень тонко сделан. Удивительная атмосфера, почти без крови (не считая финал) и бу-эффектов. От Вана тоже не в восторге, но его дилогия «Заклятие» пришлась мне по душе. Считаю, что эти бескровные фильмы без убийств лучше «Полтергейста» Хупера, который больше на сказку похож. «Астрал» мне понравился, но сиквел провалился по всем фронтам. Третья часть лучше получилась.

  • По последней строчке согласен. Обидно за других малоизвестных жанровых постановщиков, которые тоже умеют здорово напугать, но о них никто не слышал, поэтому Вана многие и ставят во главе. Уважаю его «Смертный приговор» с Бейконом. Сильное кино. Конечно у меня предвзятое отношение к Вану. К сожалению, Астрал, Заклятие и Мёртвую тишину я не особо приветствую. Хотя Тишина из приведённого списка мне понравилась больше всего. Естественно, Ван снова позаимствовал тему чревовещания из картин начала 80-х, но жутковатая атмосфера там замечательно передана. На Астрал читал отзыв Ильи Раду — жителя твоего родного города и посмотрев в итоге сам фильм пришёл к выводу, что в оценках мы с ним недалеко разошлись: он 4, я 6 поставил. И он совершенно прав, когда пишет, что для Вана семейные ценности превыше всего. Во всех картинах обязательно наличие семьи со своими проблемами. Заезженная пластинка. То, что этот вне всяких сомнений талантливый маэстро саспенса снимет в будущем немало достойных картин у меня нет никаких сомнений, но были режиссёры грамотнее поставляющие атмосферу страха и филигранно умеющие преподать очередную порцию жути: Кевин Тенни, Терри Уэст, Морис Деверо, Мик Гаррис и т.д.

Добавить комментарий

  

  

1 + 5 =