Современная киноверсия повести Д. Хармса “Старуха”. Фильм решен в условной пародийной манере. Некая старуха вторгается в жилище одинокого литератора, умирает и становится наваждением, от которого невозможно избавиться. Фильм получил приз жюри на кинофестивале (1992, Анапа).
Продолжаем возвращать забытые шедевры, погранично присутствующие на сопредельной территории хоррора и абсурдистского балагана, что произошло, допустим, в данном весьма странном по визуальному ряду фильме. Но, впрочем, в основе лежит повесть гения абсурда Даниила Хармса, так можно считать, что ничего удивительного здесь как бы и нет.
Пропахший кислой капустой мир питерских коммуналок, строгий минимализм тоталитарщины и условно установленного как бы правопорядка в духе тридцатых годов перечеркивают, топчут, разбивают на осколки мистические силы, невесть откуда взявшиеся в железных реалиях Сталинской эпохи.
Мистические силы, конечно, громко сказано, потому как здесь лишь только старуха (играет её, кстати, мужчина ) без свиты Воланда, вторгшаяся в жилище одинокого пролетарского литератора, почившая на его глазах и ставшая мороком, наваждением от которого не избавится, не убежать, не даже открестится.
Как неизбежная смерть она волочится, преследует, настигает несчастного, куда тот не пытался от нее спрятаться.
Начало девяностых годов двадцатого века знаменовало множество интересных экспериментов в кино, начали активно снимать фильмы ужасов своего отечественного производства, и «Стару-ха-рмса» — это интересная попытка на благодатной литературной основе снять абсурдисткий ужастик.
К сожалению эти эксперименты так и не получили почву для своего продолжения, и подобный стиль изложения остался там, в далеком прошлом, о чем остается только сожалеть. Демоническая «Стару-ха-рмса» даст фору любому забугорному терминатору. Это вечно трясущееся подобно отбойному молотку существо живет лишь только для того, чтобы преследовать, преследовать и в конце концов погубить того, к кому она прилипнет.
Жуткая картина, порой вызывающая физиологическую тошноту. Маразм и кошмар происходящего давят на психику, действуя на нервы, сводя с ума и вызывая раздражение, отторжение и отвращение.
Честно говоря, впечатления от одноимённого рассказа Хармса были совсем другими.
Добавить комментарий