Может ли фильм «Абатуар» привлечь публику только своим названием? Ну, среднестатистического отечественного зрителя точно нет, ибо диковинное русифицированное слово ни о чем ему не говорит. И здесь возникает большой вопрос к локализаторам, которые почему-то честно не перевели на русский «Abattoir» как «бойня» (уже куда более привлекательное слово для фанатов хоррора, не правда ли?), а присобачили к нему второе название «Лабиринт страха», и типа стало круто. Только положа руку на сердце, ни о каком лабиринте в фильме речи не идет, ни в прямом ни в переносном смысле. Посему с таким же успехом название можно было локализовать как «Карусель ужаса» или «Колодец бреда», разницы никакой. Но реально знатоков ужасов фильм привлекает совсем другим, а именно – именем режиссера.
Даррен Линн Боусман в свои тридцать семь уже величина в хоррор-мире, благодаря культовой франшизе «Пила», как режиссер 2 – 4 частей. Далее Боусман решил не останавливаться на достигнутом, и стал пробовать себя в других «страшных» направлениях. Так появился ужас-мюзикл «Генетическая опера», провалившийся в прокате, но тем не менее полюбившийся многим зрителям. Потом мощный «День матери» вновь привлек внимание фанатов Джона Крамера, ибо имел ряд схожих смысловых линий, а вот потом Даррен взял абсолютно не свою тему, сняв технически компетентный, но художественно и интеллектуально слабый «11-11-11». Боусман так и не определился, как нужно снимать мистический апокалипсис, НО решил продолжить работу именно в этой стилистике. И «Абатуар» — его очередное творение в жанре параноидально-призрачного хоррора, такое же атмосферно-эффектное, но несостоятельное по смыслу.
Здесь режиссер экранизирует собственный комикс, что сразу же бросается в глаза. Видеоряд воспринимается как графический роман, перенесенный на экран, что радует в качестве интересной творческой фишки, но одновременно создает не реалистичную, а сказочную атмосферу. Опять же, плохого в этом ничего нет (сказка так сказка, не вопрос), но в каком бы стиле не была снята картина, мы в любом случае ждем от нее хоррора и ничего другого. А вот с «леденящим кровь ужасом» у фильма большие проблемы, чему виной недоработки по всем основным атрибутам страшного кино.
Сюжет определенно разжигает любопытство, когда нам рассказывают о таинственном Джебедайя Кроне, демоническом проповеднике, призывавшем паству приносить людские жертвы в угоду дальнейшего благополучия. «Я был в аду!» — кричит Джебедайя – «а теперь я построю грандиозное сооружение!» Что же там конкретно строит Крон и зачем, изначально непонятно (пусть мы и видим дом на постере, но что с того?), но повествование быстро обрастает подробностями в виде всевозможных жилищ, где произошли зверские убийства. После того, как эти дома продавились, из них необъяснимо исчезали комнаты – места преступлений. Аналогичное чудо случается и с главное героиней – журналисткой Джулией. Семью ее сестры уничтожил маньяк, и теперь дотошная репортерша ищет настоящую правду на своей малой родине. Она отправляется в родной городок, откуда тянутся зловещие ниточки, касаемо ее самой и других жертв, из домов которых исчезли «убойные комнаты». И конечно в итоге Джулия узнает желанную истину, хотя вряд ли ей обрадуется…
Боусман изо всех сил придерживается стилистики нуарного комикса, что исправно работает на атмосферу, но крайне скверно на триллер. Пусть всё действие окутано паранормальным туманом, есть сцены жестоких убийств и постоянная нервозная какофония, но назвать фильм хоть немного страшным – язык не поворачивается. «Мультяшность» ленты упирается не только в картинку, но и в образы героев. Джулия – ну совсем не бой-баба, сражающаяся с демонами, и даже внешнее сходство с «писаной красавицей» Меган Фокс на нее не работает. По ощущениям она – просто девчонка, корчащая из себя крутую журналистку. Также не тянет на мужика со стальными причиндалами и ее воздыхатель – коп Деклан Грйди, в исполнении Джо Андерсона он тоже выглядит как пацан, играющий в детектива. Но самый катастрофический провал – главгад Джебедайя Крон. Это один из самых скучных и антихаризматичных злодеев, которые только были в кино за последние годы. Когда на него смотришь и слушаешь его клинические бредни – хочется спать. И от его идеи построить дом, состоящий из мест преступлений, веет такой же тоской, ибо «ну построил ты дом, а в итоге-то что?».
А вот этого «в итоге» и нет, фильм заканчивается на условно трагичной ноте, но никакого катарсиса и интеллектуального удовлетворения мы не испытываем. Нам показали стильные картинки, занятную по сути, но скучно рассказанную детективную историю, умеренные по кровавости ужасы и, уж прости, Боусман, тотальную бессмыслицу. Именно отсутствие по-настоящему сильного финала и выражения некой Идеи всего того, что было показано, разочаровывает больше всего. Может кто-то и найдет рациональное зерно в сумбурных размышлениях Джебедайя Крона, но таковыми окажутся единицы. А большинство оценят «Абатуар» как симпатичный бред сивой кобылы, в котором визуальная красота, увы, не перекрывает отсутствие интеллекта.
Эх, вот если бы главзлодея сыграл ныне покойный Энгус Скримм…
Да, фильму в целом не хватает харизматичных актеров, с ними кино было бы выразительнее. В «Абатуаре» занятно смотрится Лин Шэй в роли чокнутой бабули и неплох Майкл Паре в образе маньяка.
Видел не так давно. Вполне средний фильм. Боусман перехваленный режиссер.
Да, как отметил в тексте, на мой взгляд Боусману и далее надо было заниматься маньячно-социальной тематикой в кино, в рамках жестких шокеров, а не уходить в мистику, которая ему абсолютно не близка.
Из Джессики Лаундес(«Карнавал дьявола», «Мастера ужасов», «Вскрытие», «Призраки Молли Хартли», «Высота»), вполне могла получиться современная «королева крика». Но иногда швыряет в разного рода киноерундистику. А Боусману я бы доверил очередную серию франшизы «Пила», а эксперименты пора заканчивать, Даррен. Поигрался и хватит. Отзыв шикарный.
Спасибо, Василий. Кстати, без шуток, когда посмотрел «Абатуар» и думал — творить/не творить на него отзыв, вспомнил, что лично ты желал от меня этот текст увидеть, как фильм посмотрю. Так что как видишь пожелания соклубников зачастую напрямую влияют на мое дальнейшее творчество, и потому мне вдвойне приятно, что рецензия понравилась (то есть оправдала конкретные ожидания).
Действительно, очень хотелось ее(рецензию) увидеть. Тем более, нужно больше новинок освещать. Авось что-нибудь хорошее найдется.