ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на триллер «Человеческая многоножка» (The Human Centipede, 2009)

 

Молодой голландский режиссёр Том Сикс, сняв 3 комедии на разные темы, вдруг решил круто поменять жанр и выпустил камерный триллер «Человеческая многоножка», к которой затем снял и 2 сиквела. Этот фильм, который многим кажется аморальным, чрезвычайно жестоким (достаточно почитать отрицательные отзывы на КП — в чём только его не обвиняют!), на деле абсолютно не похож на «Сербский фильм», пыточный конвейер «Пила 3» и далее, а также на «Свадебную вазу», если уж говорить о фильмах, выходящих за грань того, что считается хорошим вкусом. При этом «Человеческая многоножка» наверняка повлияла на появление «Бивня», хоть режиссёр Кевин Смит никогда и не признается в этом. А ведь у этих фильмов много общего в плане сюжета и даже манере подачи материала. Да и кому бы пришло в голову снимать открытый ремейк в консервативной Америке фильма, концепцию которого даже сам режиссёр побоялся объяснять продюсерам, а потому опустил многие подробности.
Я не видел и не хочу видеть сиквелы «… многоножки», так как этот фильм не нуждается в сиквелах, представляя абсолютно законченную историю, и если такие сиквелы появились, то можно сказать, что или режиссёр соблазнился деньгами (а на первой части и он, и продюсеры неплохо заработали), или Сикс так до конца и не понял собственное детище, решив эксплуатировать закрытую тему. Это всё равно, как если бы Руджеро Деодато решил снять продолжение «Ада каннибалов» или же к «Сало, или 120 дней Содома» кто-то захотел бы снимать продолжение. Упоминание этих фильмов неслучайно, и не только потому, что они не менее скандальные (а, пожалуй, и более). Их объединяет и тема монстров, скрывающихся в душах внешне респектабельных людей.
«Человеческая многоножка» не является хоррором или сплаттером, вроде японского «Гротеска». Это камерный, почти артхаусный триллер, снятый с большим тактом, так что даже не помышляйте о каких-то мясных сценах. Тут и крови-то очень мало, а немногочисленные убийства все оправданны сюжетом. Понимая, что окажусь в меньшинстве, скажу, что на мой взгляд «Человеческая многоножка» не только не аморальное кино, а один из лучших триллеров последних лет. Прежде всего стоит отметить продуманный до мелочей сюжет и атмосферу безысходности, обречённости практически всех персонажей, так что уже с первых кадров ясно, что ничем хорошим история не закончится. И ещё стоит отметить, что редко можно увидеть триллер, снятый с большим кинематографическим мастерством, практически как авторское кино, с обилием долгих планов, неторопливо перемещающейся камерой, отличными тревеллингами и хорошо выстроенными мизансценами. Том Сикс даже и не думает пугать, но создаёт неуютное, какое-то обречённое и безумное полотно, причём исключительно психологически, ибо в кадре ничего похожего на «Пилы» не происходит. Думаю, большинство отрицательных отзывов объясняются в первую очередь неприятием самого эксперимента, как будто для кино есть запретные темы. Ведь плохо не что, а как.
Дальнейшие рассуждения можно не читать тем, кому фильм не понравился, так как ничего полезного такие зрители для себя не почерпнут, а также тем, кто ни при каких обстоятельстах не будет смотреть первую часть. Тем же (немногочисленнным) людям, у кого есть желание узнать что же такого ужасного представляет собой «… многоножка», я попытаюсь объяснить, как я вижу этот фильм.
Центральный персонаж, с которого и начинается история, это доктор Хейтер, которого почти гениально сыграл маститый немецкий актёр Дитер Лазер. Нам не расскажут и не покажут много об этом персонаже, однако по ряду намёков мы можем с той или иной вероятностью воссоздать историю этого человека. Доктор Хейтер был хирургом и специализировался на разделении сиамских близнецов. Это одинокий, нелюдимый человек, у которого в жизни не было ничего, кроме работы, и когда его её лишили, может, по причине возраста или же нестабильной психики, он окончательно сошёл с ума, однако в безумии есть своя логика, и Сикс не скрывает её от зрителя. Одна из его жертв, японец, не зря говорит ему, что он хочет быть богом. Ведь доктор всю жизнь занимался тем, что вторгался в божий замысел и рушил то, что бог творил, соединяя зародышей в конструкции. Но истинный смысл содеянного доктором всё-таки куда проще. У Хейтера были собаки, которых он очень любил (доктор сам говорит, что не любит людей) и на которых он решил попробовать свою операцию, не разделять, а соединять, отчасти, может, потому, что Хейтер чувствовал вину за свою прошлую деятельность, приведшую вместо благодарности к увольнению и лишению смысла жизни. Собаки же никогда не предадут, ведь они преданы хозяину. А потому доктор, искренне оплакав умершую тройную собаку и похоронив около своего дома, решил создать себе собаку из людей, подобно как Майкл Паркс в будущем будет делать себе друга-моржа. То, что истинной целью эксперимента было выведение новой породы собаки, очевидно ещё и потому, что доктор тренирует получившуюся конструкцию как собаку, обучает приносить газету, есть из миски, жить в клетке, то есть скрашивать его, доктора, одиночество своей преданностью. Но доктор, будучи безумным, не понимает, что люди не собаки и собаками против воли их быть не заставишь. Оттого японец говорит, что он не животное, а человек и перерезает себе горло, единственное, что доктор не мог отнять — возможность выбора — жить или умереть. Конструкция разрушена, всё пошло не так, как он планировал, ибо человек не бог, и игры в бога ни к чему хорошему никогда не приводят. Доктор тоже фактически совершает самоубийство, дав себя убить полицейскому, ибо власти уже вышли на его след и рано или поздно у него отнимут и его эксперимент. Конечно, неслучайно, что действие происходит в Германии, где не так давно такие же врачи-убийцы во главе с доктором Менгеле проводили самые ужасные, подчас бессмысленные эксперименты. Сикс не был первым, кто обратился к такой теме, ведь задолго до «… многоножки» было снято «Змеиное яйцо». Режиссёр тоже стремился создать нечто большее, чем банальный ужастик об очередном злодее в медицинском халате, вроде «Гротеска», знаменательно не особо ругаемый на КП. Его фильм не пугает натурализмом, а скорее действует на психику давящей депрессивной атмосферой, где показано к чему приводит одиночество. Человек, оставшись наедине с самим собой, превращается в зверя. Кстати, неспроста доктор в одной из сцен лежит на кровати в позе распятого Христа. Для него и в самом деле будет личная Голгофа, где он будет страдать за свои собственные грехи. Ибо не должно человеку посягать на акт творения.

«Человеческая многоножка» имеет право не нравиться, ибо только деньги, как сказал когда-то И. А. Бунин, нравятся всем. Конечно, человек может считать её аморальной. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, самому убедиться в личном отношении к снятому, тем более с такой редкой кинематографической культурой, как уже давно не снимают американцы, штампуя однообразно снятые триллеры один за другим. Я никогда не буду смотреть сиквел этого фильма, ибо это единственный недостаток оригинала, что режиссёр так и не понял, что есть фильмы, к которым не нужно снимать продолжения, дабы они не потеряли свой бескомпромиссный настрой.
И почему Дитеру Лазеру не дали «Оскар»? Он не играет, а живёт в кадре, присутствуя почти в каждой сцене фильма, в отличие от Энтони Хопкинса, зашедшего на огонёк к Демме на 16 минут.

8

Страница фильма в «КЛУБ-КРИКе»

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 3, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария Отзыв на триллер «Человеческая многоножка» (The Human Centipede, 2009)

  • MidnightMan

    Андрей, тут уже впору тебя благодарить за такой интересный взгляд на фильм. Я подозревал, что в этой истории может что-то иметься любопытное, однако не испытываю тягу её смотреть. Например, все эти «Пилы» у меня вызывают отвращение за натурализм садизма, почти смакующийся в кадре, который не разбавлен чёрным юмором с гротескной бутафорией или превалирующей увлекательной историей, а «Многоножка» ассоциируется с чаном с чем-то нелицеприятным и дурно пахнущим, куда не охота влезать на полтора часа. Есть такие фильмы, просмотр которых морально тяжёлый, но ты духовно обогащаешься. Есть те, какие делают тебя грязнее внутри. По-моему, «Многоножка» из числа вторых. Во всяком случае, я так думаю. Вот чтение с твоим анализом картины доставило огромное удовольствие – мне приятнее взглянуть на этот фильм твоими глазами, чем знакомиться с ним самому.

    • vkontakte.ru Роберт Виллэн

      Не думай, что первая многоножка как «Некромантик», который я так и не решился посмотреть, или как «Свадебная ваза». Ты посмотри, что люди пишут — мало мяса, мало крови, ничего не показано. А мне потому и понравилось. Конечно, это кино не для всех, безусловно, но лично я не увидел в фильме ничего отвратительного для себя. На пытки из «Пилы» мне куда неприятнее смотреть, или как откушенные пенисы плавают в 3D. Надо еще «Мученицы» посмотреть, но там жестокости просто море. По этой причине я и «Границу» не смотрел. А ты «Гротеск» видел? Представляю того слабого рассудком человека, которому такое кино может понравится! Мне всё-таки нравится, когда если не сюжет интересный, так хоть персонажи, или стиль какой-то есть, или юмор, или атмосфера и саспенс, а гор-сцены не для меня. Ещё меня прикалывают всякие «Я плюю на ваши могилы». И ведь нравится людям. А «Желание мести» куда тоньше и лучше, не говоря уж о «Девичем источнике».

      • MidnightMan

        Нет, «Гротеск» не смотрел и вряд ли оценю, как и всяких «Мучениц» 🙂 У меня схожие вкусовые предпочтения с перечисленными твоими, когда gore-эффекты туда явно не входят.

        • vkontakte.ru Роберт Виллэн

          Я, кстати, следом «Бивня» оценил. Фильм поистине не без недостатков, тоже без атмосферы, с вечно тараторящим Джастином Лонгом, в результате чего я обрадовался, когда маньяк отрезал ему язык, с прихотливым монтажом а-ля Тарантино, только много хуже, плюс работа не выдерживает сравнения с «Человеческой многоножкой». Но достоинств тоже немало, так что я поставил 6,5. Особенно хороши Майкл Паркс и Джонни Депп. Последнего даже в титрах нет, хотя роль большая. Кстати, джалло «Мой дорогой убийца» тоже весьма напоминает по конструкции «Кот о девяти хвостах», но тут оценку снижать не хочется. У недавно умершего Тонино Валерии получилось абсолютно не хуже, чем у Ардженто, со своим стилем и интересной истории. Посмотри, если не видел.

Добавить комментарий

  

  

3 × 3 =