Без сомнения, для меня этот фильм был и останется эталоном жанра отечественного хоррора несмотря на то, что он конечно не безупречен, потому что был первым полнометражным фильмом «отечественного Хичкока» — Николая Лебедева. До этого была только мистическая короткометражка «Ночлег. Пятница».
Но все недостатки фильма, а к ним я отношу разве что глубокое погружение сюжета в депрессивный постсоветский быт маленького сибирского провинциального городка, искупают мастерски расставленные режиссером жанровые силки в которые я как зритель попался с первого же просмотра и до сей поры не могу выбраться из них. Но впрочем это случилось у меня не только со «Змеиным источником», а вообще почти со всем жанровым мистическим и фантастическим кино девяностых годов двадцатого века.
Нет нужды повторяться о сюжете, фильм видели все, в нем есть несколько моментов, которые сделали бы честь даже мировому киножанру, например сцена на кладбище с покойницей, у которой зашит рот. Но особенно порадовал меня несвойственный нашему кино лейтмотив зеркальных двойников отражений маньяка, это когда Дина видит некого в своем же клетчатом платье через окно, или когда его видит фотограф в исполнении актера Дмитрия Марьянова.
Вот тут респект режиссеру; первую половину фильма он выстраивает так почти по-хичкоковски мастерски, что создается без преувеличения иллюзия, нет, скорее даже полное ощущение, что сонный городок, окруженный непроходимыми лесами, полностью подчинен плену ужаса, у которого, увы, нет лица! Ой нет, не хочется что-то бродить по ночным улочкам этого городка, совсем нет! Домой, домой, запереться за толстыми дверями и замками, но только, я думаю, даже крепко запертая дверь не спасет от безликого ужаса, увы.
Отдельного спасибо заслуживает финальная схватка Дины с маньяком в стенах пустой ночной школы, пробег девушки по пустынным коридорам. Ночная школа — это нечто! Она здесь будто оживает и превращается в отдельный пугающий не менее чем сам маньяк персонаж, обволакивая несчастную героиню в паутину, в тенеты выступающего из-за каждого школьного угла мрака.
Жаль, что сняв после «Змеиного источника» еще один крепкий триллер «Поклонник», Николай Лебедев принялся создавать эксперименты в жанрах, но до сей поры к стилистике первого фильма так и не вернулся. Но мы ждем.
Добавить комментарий