Ситуация со «Спорами» Максима Дьячука абсолютно такая же, как и с его предыдущей картиной «Три дня войны». Можно снять шляпу перед усилиями режиссера (а заодно и сценариста, оператора и монтажера) самостоятельно делать кино с крошечным бюджетом и минимальными техническими ресурсами, но для зрителя всегда важен конечный результат. И если «Трем дням…» рука не поднимается поставить низший балл просто потому, что это дань памяти героям, погибшим во время Великой Отечественной, то «Споры» справедливо разнести в пух и прах, ибо это лишь развлекушка, совсем не отвечающая запросам современной публики.
И «не отвечающая» здесь – ключевая претензия, потому что если бы «Споры» были арт-хаусом, то и речь бы не шла о том, чтобы понравиться массовому зрителю. Но лента Дьячука – типа «адреналиново-саспенсный» фантастический хоррор, призванный ужасать и держать в напряжении посредством соответственных художественно-технических приемов. И режиссер это прекрасно понимает, вот только у него нет ни денег, ни профессиональных актеров, ни классного мастера спецэффектов, ни, увы, таланта снимать малобюджетное кино на достойном внимания уровне.
Уже само падение метеорита в Омскую область, из-за чего случится последующий сыр-бор, нарисовано на уровне полувековой давности, а первая же инопланетная щупальца по виду заставляет вспомнить старые мультфильмы, а не современные фильмы. Для кого-то подобного презентационного пролога уже будет достаточно для выключения ленты, но отважившихся на дальнейший просмотр ждет еще масса неприятных сюрпризов.
Классическая сцена молодежного жутика, когда парни/девки несутся на тачке на пикник к черту на кулички, демонстрирует, что актеров взяли если не с улицы, то наугад из очереди в приемную комиссию местного театрального ВУЗа. Ну правда, без обид, возможно это и талантливые ребята (светлая память Валерию Кузьменко, о его потенциале мы уже никогда не узнаем), но в «Спорах» они играть даже не пытаются; просто произносят текст с кривыми ненатуральными эмоциями. И здесь раздается второй тревожный звонок; «Может не смотреть дальше? Ну явно же халтура!», но многих зрителей гложет любопытство (как и вашего покорного слугу) – а как будут показаны монстры и ужасы?
И вот они, монстры, прости-господи…Пожалуй, оптимальным решением, понимая, что нормально их нарисовать не получится, было оставить чудищ за кадром, мельком демонстрируя лишь силуэты и части тел, режиссируя «Споры» как параноидальный хоррор, когда герои даже не понимают, кто их убивает, одного за другим (у Ридли Скотта в свое время такой подход прекрасно сработал). Но Максим Дьячук почему-то полагает, что его инопланетные модели настолько ужасно-прекрасны, что их не грех демонстрировать постоянно. Честно, Максим, в середине 20 века такие «твари» реально могли напугать, но не сейчас, когда компьютерная анимация уже абсолютно другого уровня реалистичности. Подобные «чудища» сейчас смотрятся слишком фальшиво, чтобы произвести жуткое впечатление…
А кроме классической беготни скверно играющих актеров от смехотворных монстров больше в фильме ничего и нет. Подобным лентам можно простить техническую низкопробность, когда есть интересные сюжетные повороты и незаурядная смысловая концепция, но «Споры» прямолинейны и бесхитростны. Это реально любительское кино, проба пера, художественное упражнение, черновые наброски к некому будущему глобальному замыслу, что угодно, но только не полноценный жанровый фильм для широкого проката. И потому «Споры» нужно либо оставить вообще без оценки, как рабочий материал, либо оценить очень низко, как беспомощный дилетантский проект, который даже ругать неинтересно.
У меня не вызвали такого неприятия спецэффекты, я бы их даже похвалил, учитывая бюджет, но нельзя хвалить плохую актерскую игру и такой же сценарий. Максим Дьячук хотя бы в американских малобджетных хоррорах посмотрел, как делаются сценарии. Он не то что банальный или оригинальный, его просто нет. Оттого и смотреть этот маленький фильм тяжело. Но всё-таки «Споры» лучше известных новых российских хорроров. «Диггеры» я даже досматривать не стал, прокрутил на быстрой скорости. Обидно, что и наш клуб поучаствовал в рекламе этого дерьма.
Я почему и подчеркнул в начале рецензии, что я с уважением отношусь к творческому процессу практически на голом энтузиазме, но в конечном итоге я Зритель, который хочет увидеть хорошее для меня кино без скидок на что-либо…Посему, если нет возможности делать качественные спецэффекты (ну реально они не смотрятся, взять те же «Ужаленные» с Хенриксеном, 2,5 млн $ — немного по американским меркам, но осы-мутанты нарисованы круто, сложно с этим поспорить), то как я и говорю в тексте: оставьте тварей за кадром, сосредоточьтесь на атмосфере и саспенсе).
Актерская игра здесь — просто дно, в любой части «Пятницы 13» актеры играют намного естественнее и убедительнее, чем здесь.
Сценарий — жирный неуд, диалоги и попытки раскрытия персонажей — тихий ужас. Дьячук пока вообще не владеет этим искусством, что здесь, что в «Трех днях войны».
«Диггеры»…пока вообще не готов смотреть, нужно соответствующее настроение; либо стебовое, либо готовое к самым глубоким разочарованиям.
«…но осы-мутанты нарисованы круто» — не нарисованы, это макеты, кое-где подкрепленные анимацией. «…либо стебовое, либо готовое к самым глубоким разочарованиям» — очень бы хотелось от тебя, Алексей, увидеть рецензию на «Диггеров», любопытно почитать. А то господин Корнев сильно расстроится, если один из модераторов КЛУБА, в котором столь длительное время освещался данный «железнодорожный» хоррор не напишет пару-тройку собственных мыслей по поводу картины. Я уверен он и без того расстроен тому дикому количеству красных рецензий на КП. Давно не приходилось видеть столько отрицательных отзывов.
P.S. Положительные статьи Егоровой и Хохлова заставляют спросить у них: «Леди и Джентельменколько вам заплатили?» 1000% — рецензии проплачены. Хорошо мы российский хоррор поднимаем! Продолжайте в том же духе!!!
Билл, а ты сам посмотрел «Диггеров»? Ты тоже мог бы написать. Я ими настолько разочарован, что едва ли сформулирую в словах. Могу сказать, что я бы подписался под рецензией Сергея Меренкова.
Даже не помышляю. Текстово уничтожу сразу! Пусть пишут профессионалы навроде Долина с его полнейшим профанством в обасти хоррора. Проплаченные рецензии еще никто не отменял. Пока немногочисленные верующие в чудодейственную силу волшебства поклонники ожидают чудес на территории российского хоррора, я не собираюсь давать себе волю верить в то, чего не существует. Меренков для меня не авторитет в области критики, поскольку загубил массу качественного трэша своей писаниной. Если ты хорошенько взглянешь на его опусы, то заметишь, что фильмы, которые ты всем сердцем любишь(а среди них сплошь культовые) у него явно не в почете. С другой стороны, если Меренкову «Диггеры» не понравились, то в этом нет ничего удивительного.
Видел «Экипаж» по сценарию Корнеева. Вроде, неплохой сценарий, пусть и не без недостатков. Но там режиссер был мощный. Оттого и «Экипаж» намного лучше «Метро». Я бы сказал, он в чём-то лучше советского, ибо и тот неидеален, а в чем-то одинаково проигрывают. Кстати, знаешь какой фильм-катастрофа мне больше всего нравится? Если «Титаник» не считать, то «Армагеддон» однозначно. Реализма там кот наплакал, но сделан мастерски и с большим чувством юмора, почти на грани пародии на американский патриотизм.
Краем глаза видел. Советский, считаю, лучше. «День независимости» нравился раньше, хотя уровень патриотизма в нем зашкаливает. «Армагеддон» не нравится абсолютно, про пародию ты в точку попал, я местами улыбался, когда глядел. Терпеть не могу Аффлека, у меня складывается ощущение, что как режиссер он гораздо талатливее, нежели как актер.
Думаю, коснется моё перо и «Диггеров», но пока и без них есть в ближайших планах рецензии на другие фильмы для Клуба.
Алексей, ты не видел еще «Абатур»? Синопсис заинтересовал. Хочется знать твое мнение о картине Линн Боусмана, а то рецензий отрицательных много, смотрю рейтинг на западе упал хуже-некуда. Хотел посмотреть из-за современной «королевы крика» Джессики Лаундес в том числе.
«Абатуар» нет еще, но этот фильм есть в планах как раз из-за Боусмана. Пока для меня его худший фильм — «11-11-11», а лучший — «День матери».
Как отсмотришь — ждем рецензию. Да, «День матери», ремейк которого Боусман превратил в сногсшибательный триллер мне очень понравился.
Могу сказать, что «Абатуар» средний фильм, лишь немного лучше «Не дыши». Пока его дебют «Пила 2» остаётся лучшим.
Кстати, неплохо бы написать на хорроры Святослава Подгаевского. Не знаю, есть отзывы в КК хотя на один его фильм. Вот тут можно попробовать. Мне как-то неинтересно писать на то, что мне не нравится. У меня отрицательные отзывы и получаются обычно хуже. А вот положительные — другое дело. Хочу попробовать написать на «Владение 18». Тоже ведь бюджет там был маленький, а сделан хорошо. Мне даже интересно узнать о Подгаевском побольше. Знаю, он раньше клипы и рекламу снимал, однако, в отличие от Павла Руминова, в его фильмах его предыдущая деятельность не ощущается. Его третий фильм тоже будет хоррором, как я понял. Он, вроде, за «Владение 18» «Каплю» получил?
Да, «Владение 18» получил «Каплю» как «Лучший отечественный хоррор»