ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 

КРИК-подписка!

Получать наши новости:
SmartResponder.ru
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Отзыв на слэшер «Крик» (Scream, 1980)

 

Это первый и практически последний фильм малоизвестного американского режиссёра Байрона Квизенберри. Он нашёл себя в качестве каскадёра и дублёра и в дальнейшем только этим и занимался, раз лишь нарушив режиссёрское молчание, выпустив в 2004 году наверняка милую семейную картину о дружбе человека и зверя (не оборотня) «Большой Чак, маленький Чак».
Это не первый «Крик» в истории кино. Задолго до Крэйвена и Квизенберри также назвал первую часть своей пенталогии некоммуникабельности чувств великий итальянский режиссёр Микеланджело Антониони. Зато именно этот «Крик» является не просто первым хоррором с таким названием, но и первым слэшером. Он был снят задолго до бума слэшеров, в тот же год, что и «Пятница 13», однако на неё совершенно не похож. Наверняка многие слэшероманы даже и оспаривать будут принадлежность этого хоррора к их любимому жанру. Слава богу, я не вырос на похождениях Джейсона, поэтому ничуть не считаю их эталоном. Думаю, именно как раз похожие друг на друга части джейсонианы (делаю исключение для 1 и 7, так как они достойны своей славы и частично для 2 и 3, ведь Стив Майнер не снимает плохо) погрузили нас в то болото однотипных слэшеров, в котором мы бы и поныне сидели, не выйди на экраны иронический слэшер Уэса Крэйвена, а значительно позже уже совсем пародийный «Самайн».
В «Крике» Квизенбери нет не только эротики, но почти и насилия. Убийства большей частью остаются за кадром и герои просто находят трупы, как в «5 кукол для августовской луны» Марио Бавы. Уже по одной этой причине отсеится половина аудитории, ведь что это за хоррор без мяса и сисек! А Квизенберри идёт ещё дальше и вообще не показывает убийцу, а потому можете не гадать, кто такой маньяк. Впрочем, совсем в неведении режиссёр благодарного зрителя не оставляет и крупицы информации о том, кем мог бы быть (только мог бы!) злодей можно почерпнуть из рассказа моряка о суровом капитане, чей выразительный портрет не просто так находится в доме.
«Крик» — это как антипод снятого в том же году «Не ходите в лес». Если слэшер Джеймса Брайана состоит из одних убийств, а маньяка активно показывают всю вторую половину фильма, то в «Крике» нет ни убийств, ни маньяка. Ничего кроме тени злодея вы не увидите за весь фильм.
Так на что же тут смотреть? — спросят некоторые, — раз тут нет ни сиськи, ни п..ки, да ещё и мочилова нет.
Да, сделала «Пятница 13» своё чёрное дело, раз мы не удивляемся, прочитав такое. А ведь ни эротики, ни крови в хоррорах не было ещё и в 1950-е гг., но ведь не стали же от этого комедиями отличный хоррор «Они» или «Вторжение похитителей тел». Гениален «Носферату, симфония ужаса», а ведь там нет ещё и… звука.
Квизенберри просто опирался не на «Психо», а на более искусные в преподнесении страха работы, например, на такие фильмы, как «Операция «Страх». Вообще с готическим хоррором у этого слэшера немало общего, ведь большая часть действия происходит ночью, а маньяк умело прячется во мраке, да так искусно, что и по сей день гадают, кем бы он мог быть. Впрочем, вряд ли Квизенберри так интересовала личность маньяка. Скорее он предоставил злу право оставаться безликим, как будто это сама ночь убивая, утаскивая зазевавшихся путников в свои тёмные глубины. Этот хоррор абсолютно не является развлекательной безделушкой, вроде «Не ходите в лес», а серьёзным, очень оригинальным и блестяще снятом слэшере, где балом правит атмосфера, а недомолвки и недосказанности только помогают оставаться злу иррациональным, не постижимым разумом. Этот слэшер как раз истинный ребёнок великих слэшеров 1970-х гг., «Чёрного Рождества» (не смотрите ремейк, его поклонники «Пятницы 13» сняли) и «Хэллоуина». И если вы меня спросите чем именно отличалась первая часть джейсонианы от сиквелов, то как раз вот этим — атмосферой. Она ничуть не устарела, смотрится свежо и увлекательно, в отличие от многих сиквелов. К 4 части, кстати, руку приложил Джозеф Зито, у которого самого был атмосферный слэшер «Незнакомец», лучше всяких джейсонов в 100 раз.
Мне всегда нравился «Кошмар на улице Вязов» именно богатством фантазии и чувством страха, которое возникало даже в наименее удачных частях благодаря атмосфере. А за самую удачную, «Новый кошмар», я всегда буду благодарен режиссеру, ибо таких мастерских хорроров очень мало всегда.
В заключении стоит сказать, что золотая пора слэшеров тем и хороша, что тогда слэшеры были разные, почти на любой вкус. Были таинственные «Крик» и «Незнакомец», мастерские по саспенсу «Безумец» и «Сожжение», хорошее тупое мочилово «Не ходите в лес», интересный, хоть и провисающий в последней трети «Перед самым рассветом», жестокий «Изверг», который роднит с «Не ходите в лес» ещё и малоумный сценарий. Мне в разной степени нравятся они все. Но почему, бога ради, отличный фильм Шона Каннингема вдруг обзавёлся высосанными из пальца сиквелами? Лишь фильмы Майнера и 7 часть я признаю достойными просмотра. Остальные были сняты ради денег, вот пусть их и смотрят те, кто их оплатил.

7

Страница фильма в «КЛУБ-КРИКе»

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

1 комментарий к Отзыв на слэшер «Крик» (Scream, 1980)

  • MidnightMan

    Как здорово ты познакомил с этим фильмом! Особенно заинтриговал нетривиальный (на момент выхода он, конечно, не казался таким, ведь тогда законы слэшера ещё лишь формировались в процессе, и не лишали творческой свободы авторов) подход с подачей убийцы – вспомнился слэшер «Последний экзамен» 1981 года, который тоже многие зрители ругают за схожую пропись маньяка. А мне фильм именно этим и запомнился. И очень согласен с твоим взглядом на длинную франшизу о Джейсоне, сравнивая её с более находчивым и атмосферным «Кошмаром». Мне тоже более всего нравится первая Пятница за свою таинственную атмосферу, и вторая чуть её сохранила. Дальше – однотипные мясорубки под порядковыми номерами с малыми проблесками нововведений. Но, увы, до уровня отличного возвращения Крейвена к своему заброшенному детищу сериал так и не вырос.

Добавить комментарий

  

  

× 3 = 24