Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Утекай! В подворотне нас ждёт маньяк! — отзыв на триллер «Маньяк» (Maniac, 1980 г.)

 

Маньяк 1Культовый триллер родом из «золотой» эпохи слэшеров – первой половины восьмидесятых годов от автора известной жанровой трилогии «Маньяк-полицейский» Уильяма Ластинга. Этот достаточно необычный фильм частенько не совсем корректно называют слэшером, однако, несмотря на наличие в нём некоторых привычных этому жанру элементов, это не совсем так. В картине нет никакой детективной интриги, личность убийцы известна зрителю ещё с начальных титров фильма. Не будет здесь и традиционной для слэшера схемы с одержимыми сексом и алкоголем молодыми людьми, которых поочерёдно истребляет убийца, чья смерть непременно придёт от руки последней выжившей девушки. Вместо всего этого Ластинг на пару со сценаристом и исполнителем главной роли, Джо Спиннелом, предлагает зрителю поучаствовать в обыденной и бытовой деятельности жестокого серийного убийцы Френка Зито. Картина погружает аудиторию в серо-красные будни монстра в человеческом обличии, жестоко убивающего красивых молодых девушек, а затем сдирающего с них скальпы в свою чудовищную коллекцию, с которой сумасшедший имеет привычку непрерывно разговаривать. У фильма очень необычный стиль и абсолютно нетипичная как для слэшера, режиссура. С одной стороны, Ластинг даже и не пытается удивлять и запугивать классическими приёмами, не будет в «Маньяке» и привычных БУ-эффектов и саспенса. С другой стороны, картина изобилует огромным количеством кровавых и жестоких натуралистичных сцен смертей, к созданию которых руку приложил легендарный уже тогда Том Савини, который даже не постеснялся исполнить небольшую роль одной из жертв Френка. Также Ластинг не стесняется использовать приёмы, заимствованные из классического итальянского джалло: тут и несколько убийств показанных глазами маньяка, и необычная манера монтажа (например, сцена преследования в метро) и своеобразная «медленная» операторская работа, на манер Андрея Тарковского. Вдобавок к этому, «Маньяк» снят в весьма специфичных серых тонах, что только ещё раз подтверждает стремление авторов показать житейские будни садиста как нечто абсолютно обычное и привычное.
Маньяк 3В общем, жанрово «Маньяк» это всё-таки психологический триллер, где слэшер служит лишь визуальным фоном, хотя именно он в конечном итоге, преобладает над триллером. А ещё на самом деле хороша актёрская работа Джо Спиннела, прекрасно отыгравшего жестокого безумца Френка. Убийца воистину производит впечатление самого настоящего ненормального, чью прогнившую репу давным-давно проели мыши. Манера разговаривать то с самим собой, то с агонизирующими жертвами, то с их содранными скальпами, приколоченными к манекенам выстраивает фантастический контраст в демонстрации действительно безумного преступника, чьё мировосприятие и склад ума чрезвычайно далеки от понимания психически здорового человека. То ли Спиннел, писавший себе диалоги, как следует изучил криминальную психологию, то ли у него и на самом деле душевные проблемы, но его герою веришь на все 100%. Концовка с нападением на злодея толпы обезображенных зомби, в которой безумие убийцы достигает своего апогея, на первый взгляд, может показаться глупой и рояльной из-за наличия в ней фантастических примочек, однако Ластингу удалось настолько ловко выкрутиться с её подачей, что никакого непонимания и недоумения у зрителя при просмотре не возникнет. Напротив, всё очень логично и сюжетно оправдано.
Маньяк 2Конечно, есть здесь и недостатки, не позволяющие оценить «Маньяка» максимально высоким баллом. Начнём с того, что фильм очень затянут. Убийств в «Маньяке» довольно мало и несмотря на их откровенную брутальность, рискуешь заскучать из-за некоторой затянутости, например, неоправданно долгая сцена преследования в метро. А ещё в перерывах между «вылазками» киллера зрителю предстоит наблюдать крайне длительные и бессмысленные разговоры Френка с его же жертвами. С одной стороны, это вроде бы, неплохо раскрывает самого психопата, но вот с другой – создаёт несколько скучный и монотонный фон, из-за которого интерес зрителя к происходящему рискует несколько снизиться. Кроме того, «Маньяку» не хватает более изящной режиссуры. Возможно, именно поэтому почти все эпизоды безумия главного героя выглядят немного однообразно и незапоминающееся. Если слэшер-элементы Ластингу удаются отлично, то вот остальные жанровые составляющие сняты крайне посредственно и думаю, именно поэтому, «Маньяк» в конце концов, так и не был признан классикой жанра, оставшись лишь культовым в малых кругах триллером. Полагаю, авторам стоило лучше сосредоточиться на внутреннем психологизме убийцы и его жизненного мировоззрения, как это в своё время сделал другой очень похожий на «Маньяка» триллер – «Генри: Портрет серийного убийцы», которому, в отличие от этого фильма удалось войти в фонд золотого жанрового кино. Здесь же, несмотря на все стремления режиссёра уйти как можно дальше от слэшер-составляющей, в конечном итоге низвели «Маньяка» именно до этого ограниченного рамками жанра.

Маньяк 4В итоге фильм рекомендуется в первую очередь жестокого и бескомпромиссно брутального криминального кино. Не оставит он равнодушным и тех, кто ценит слэшеры, хотя не гарантирую, что он удовлетворит каждого отдельно взятого слэшеромана, в силу своей нестандартности. А вот тем, кто молится на тонкие и элегантные психологические триллеры, в духе «Молчания ягнят» или «Игры», «Маньяк» скорее всего не приглянется.

Страница фильма «Маньяк» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 2, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

8 + 2 =