Заманчиво убивать безнаказанно. Стремительно выхватить револьвер и надрать задницу вон тому ковбою. Причем парень отнюдь не безобиден; он тоже выхватит ствол, чтобы пусть его в ход, но ты окажешься быстрее, причем всегда. И сколько бы врагов не было вокруг, все они слишком медлительны и бесхитростны, чтобы причинить тебе хоть какой-то вред. Ведь это и не люди, а роботы, покорно умирающие от твоей руки и ради твоего удовольствия. За ночь их починят и вновь выпустят на бойню, чтобы гости аттракциона «Дикий запад», платящие по тысяче долларов за сутки, с лихвой утолили кровавый аппетит…
Если кому и сложно представить Терминатора на Диком Западе, то только не человеку-оркестру Майклу Крайтону: писателю, сценаристу, продюсеру и режиссеру. Но до того, как всемирно прославиться благодаря «Парку Юрского периода» Стивена Спилберга, снятому по его роману, Крайтон придумал не менее занятную «зону отдыха», воплотившуюся в собственном фильме «Западный мир». Здесь за немалые деньги любой добропорядочный янки мог облачиться в ковбойский прикид и целыми днями расстреливать из кольта андроидов, визуально неотличимых от людей. А еще этих робочелов, среди которых встречаются и дамы, можно сколь угодно бить и насиловать, причем они буду натурально охать и стонать от боли или удовольствия и испускать кровавые реки. Вот только никакой механизм не застрахован от сбоя, и спятившая машина может больно дать сдачи.
Несмотря на весомый творческий талант, Крайтон не пытался сделать «Западный мир» чем-то большим, нежели увлекательный фантастический триллер. С подобным сюжетом можно было вволю порассуждать о природе человеческой жестокости, когда лишь Закон сдерживает многих «цивилизованных» от неоправданно-бессмысленного насилия, иначе чем объяснить страсть к подобным зверским аттракционам? Но литератор и режиссер обошелся без философии и социальных нравоучений, прямолинейно поставив три акта; «люди резвятся, убивая роботов» — «система необъяснимо слетает с катушек» — «роботы отрываются, истребляя людей». Если и можно сделать какие-то жизненные выводы из происходящего на экране, то разве что – «как аукнется, так и откликнется», но по части брутального развлечения лента вполне хороша с поправкой на год выпуска.
Антураж действия перекликается с классическими вестернами и буквально с прямой отсылкой к классической «Великолепной семерке» посредством исполнителя главной отрицательной роли, «нашего человека в Голливуде» Юла Бриннера. Юлий Борисович (от рождения) в свое время сыграл главную роль в упомянутой легенде жанрового кино, а в «Западном мире» по режиссерскому велению повторил тот образ, пусть и строго по внешнему виду. В фильме Крайтона персонаж Бриннера – презентабельный робот-Стрелок, покорно дающий себя «убить» пару раз счастливым клиентам «Дикого запада», а потом врубающий жесткую ответку и маниакально преследующий одного из «туристов». И Крайтон не стремится создавать «кибернетических» спецэффектов в духе будущего экшн-шедевра Джеймса Кэмерона, а давит брутальной харизмой Юла Бриннера, с циничной ухмылкой отстреливающего «человеков».
Сейчас на фоне феерически-зрелищных фантастических боевиков «Западный мир» выглядит откровенно скромно, но по художественному уровню явно превосходит недавний условный ремейк «Добро пожаловать в рай» с Брюсом Уиллисом. Главное, что старая лента делалась ради интересной истории, бодро срежиссированной и выразительно сыгранной, а глобальные спецэффекты ей и не требовались. Достаточно, что вы запомните неумолимого Стрелка, злобную механическую «гремучку» и печальную участь гостей парка развлечений, узнавших, что такое Восстание Машин.
Добавить комментарий