Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Джеймс Бонд против робоакул из Бермудского треугольника. Часть 1. Предыстория. Часть 2. Сценарий

 

Оригинал статьи — часть 1        Оригинал статьи — часть 2

Джеймс Бонд против робоакул из Бермудского треугольника. Часть 1. Предыстория.

Чтобы побороть разочарование от сценария Deeper Макса Лэндиса, мне захотелось ознакомиться с еще какой-нибудь работой глубоководной тематики, способной вернуть мне веру в кинематограф. К счастью, я вспомнил про скрипт «Джеймс Бонд из секретной службы» (James Bond of the Secret Service), про который мне доводилось слышать самые невероятные вещи. Но прежде чем рассказать про него, нам придется совершить исторический экскурс. И поскольку этот экскурс получится достаточно большим, я решил посвятить ему отдельный пост.

Шел конец 1950-х годов. Ян Флеминг уже опубликовал несколько романов о Джеймсе Бонде. И если его первые работы получали достаточно хорошие отзывы, то к этому моменту ситуация радикально изменилась: критики наперебой принялись хаять истории про агента 007, обвиняя их во всех возможных грехах, вроде садизма, снобизма и полной аморальности. Все это не могло не сказаться на Флеминге, тяжело переживавшим эту волну негатива и впавшему в депрессию.


Ян Флеминг

Примерно в это же время один из друзей Флеминга познакомил его с начинающимся ирландским режиссером и сценаристом Кевином МакКлори. Писатель уже некоторое время раздумывал над возможностью экранизировать похождения агента 007, но никак не мог найти подходящих людей. И вот, посмотрев дебютный фильм МакКлори «Мальчик и Мост» Флеминг решил, что МакКлори тот самый человек, который сможет познакомить зрителей с Бондом.


Кевин МакКлори

Флеминг и МакКлори засели за создание истории, на основе которой можно было бы снять фильм. Через некоторое время МакКлори подключил к проекту знакомого сценариста Джека Уиттингэма. Так на свет появился сценарий «78 градусов западной долготы». Но накапливавшиеся творческие разногласия и провал в прокате «Мальчика и Моста» привели к тому, что Флеминг разочаровался в талантах МакКлори и выбыл из проекта. Ну а дальше создатель Джеймса Бонда совершил, наверно, самую большую ошибку в писательской карьере: использовав некоторые из идей сценария для своего нового романа «Шаровая молния».

«Шаровая молния» была опубликована в 1961 году. Тот год должен был стать триумфом Флеминга. Джон Кеннеди сделал ему отличную рекламу, включив «Из России с любовью» в список десяти своих самых любимых книг. Кроме того, в том же году права на экранизацию похождений агента 007 купила созданная продюсерами Альбертом Брокколи и Гарри Зальцманом компания EON. Но Флемингу было не до этого: МакКлори подал на него в суд, обвинив в плагиате сюжета «Шаровой молнии». Судебные тяжбы довели Флеминга до инфаркта, серьезно подорвавшего его здоровье. В итоге МакКлори победил: ему досталась денежная компенсация, статус одного из создателей романа и все права на экранизацию. Окончательно решение по делу было вынесено в 1963 году. Через 9 месяцев Флеминг умер от второго инфаркта.


Гарри Зальцман, Шон Коннери, Ян Флеминг и Альберт Брокколи

Эти события положили начало 50-летней битвы за Джеймса Бонда. Дело в том, что «Шаровая молния» стала первым романом про Бонда, где были упомянуты Эрнст Ставро Блофельд и организация СПЕКТР. В то же время, в вышедшем на экраны в 1962 году фильме «Доктор Ноу» уже был упомянут СПЕКТР, что дало МакКлори возможность шантажировать Брокколи и Зальцмана дальнейшими судами, утверждая что они без разрешения использовали созданных им персонажей. В итоге, стороны пришли к соглашению: МакКлори становится продюсером экранизации «Шаровой молнии» и получает свою долю от сборов ленты.  Взамен, он обязался в течение 10 лет не снимать никаких других картин на основе «Шаровой молнии», а EON получал право использовать Блофельда и СПЕКТР в дальнейших фильмах.

«Шаровая молния» вышла в прокат в 1965 году. Как только 10-летний срок истек, МакКлори мигом развил бурную деятельность. План был прост: снять ремейк «Шаровой молнии», создав на ее основе альтернативную франшизу про агента 007. Параллельно с этим МакКлори приступил к своему любимому занятию: судебным тяжбам. Он начал войну с EON и наследниками Флеминга за права на агента 007. Те не остались в долгу. Эти разбирательства привели к тому, что, например, во вступительной сцене «Только для ваших глаз» имя злодея в инвалидном кресле никак не упоминалось — ведь права на литературного Блофельда пр прежнему оставались за МакКлори, и его использование в фильме грозило вылиться в очередной суд. А вот права на его фирменного белого кота принадлежали EON. И я не шучу.

Как бы то ни было, для намечавшейся альтернативной франщизы МакКлори нужен был Бонд. И желательно, чтобы это был «настоящий» Бонд. Изначально МакКлори хотел сделать предложение Джорджу Лэзенби, но затем сорвал настоящий джек-пот: идеей заинтересовался Шон Коннери. Пятью годами ранее он наотрез отказался от предложений сниматься в каких бы то ни было продолжениях бондианы. Что же изменилось? С одной стороны, Коннери мог польститься на очень солидный гонорар и согласие с остальными его условиями, вроде возможности вносить изменения в сценарий и утверждать каст. Но скорее всего дело было в его весьма непростых отношениях с Альбертом Брокколи. Многие считают, что решение Коннери связаться с МакКлори было своего рода местью продюсеру официальной бондианы за то, что Коннери громко называл «годами его эксплуатации».

И вот, в 1976 году Кевин Макклори, Шон Коннери и Лен Дейтон написали 150-страничный сценарий озаглавленный James Bond of the Secret Service. И скажу сразу, этот сценарий действительно оправдал все отзывы. Будь он экранизирован, получившийся фильм определенно считался бы сейчас для бондианы тем же, чем «Бэтмен и Робин» для комиксов или «Поле битвы: Земля» для кинофантастики.


Коннери, Дейтон и МакКлори

Ну а том, какие киберужасы подстерегали агента 007, кто виноват в таинственных исчезновениях в Бермудском треугольнике, может ли акула плавать без мозга и как Блофельд чуть не стал иконой Гринпис вы узнаете из следующей части обзора. Не переключайте канал.

Джеймс Бонд против робоакул из Бермудского треугольника. Часть 2. Сценарий

Вторая часть рассказа об одном из самых странных сценариев в истории бондианы. Предыстория проекта, объясняющая кто такой Кевин МакКлори и как началась полувековая битва за Джеймса Бонда — здесь.

Уже вступительная сцена скрипта достаточно четко дает понять о том, с чем нам предстоит столкнуться. Итак, самолет с генсеком ООН летит над Бермудским треугольником. Внезано, все оборудование на борту выходит из строя, после чего его начинает притягивать лучом к воде. Когда он приводняется, посреди океана всплывает огромный подводный город Кратос, который накрывает собой самолет и утягивает с собой в морскую пучину. Следуют титры, в которых мы видим, как Кратос погружается на дно Атлантики, покрытое остовами кораблей и самолетов, пропавших в Бермудском треугольнике, а также высыпавшимися из них золотыми слитками и бриллиантами (так написано в сценарии).

Аркос построен СПЕКТР и управляется человеком №2 организации  — Эмилио Ларго. После экскурса по подводному городу, следует, возможно, самая длинная в истории сцена совещания злодейской организации, которая длится больше 20 страниц. Из нее мы узнаем, что Блофельд собирается объявить себя властелином земных океанов и безжалостно карать все государства и компании, которые сбрасывают в море отходы и загрязняют окружающую среду. И может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что эта самая похвальная и благородная цель главы злодейской организации в истории. Да за этих ребят стоит всей душой болеть, я бы даже перечислил им деньги по СМС. Интересно конечно, что у них было дальше в планах —  борьба с вырубкой Амазонских лесов? Строительство базы на Луне где бы разводились редкие виды панд?

Ладно, едем дальше. Чтобы убедить земные правительства в своей серьезности, Блофельд собирается угрожать им ядерным оружием. К счастью, в Атлантике как раз утонула советская подлодка, так что СПЕКТР дожидается, когда ЦРУ поднимет ее, а затем ворует у спецслужб из под носа боеголовки используя двойника одного из агентов.

Три предыдущих абзаца, это между прочим 65 из первых 150 страниц скрипта. И читать их было сплошной мукой. В них много болтовни и описаний, но мало что происходит. Зато есть целая куча нелепых моментов. Например, по мнению автора, на дне океана так холодно, что если выкинуть туда человека в стеклянной капсуле (СПЕКТР же), то он мигом превратится в ледяную статую. В разделах описаний сцен, вместо того, чтобы указывать происходит действие днем или ночью (как принято у сценаристов) тут через запятую перечисляются задействованные в сцене персонажи. Какое время суток каждый очевидно должен решать сам. Ну а бесконечные сцены производственных совещаний СПЕКТР создают ощущения, что МакКлори в детстве хотел создать собственную злодейскую организацию, у него ничего не получилось, вот он и выплеснул на бумагу все свои тайные желания.

Где же тут обещанный названием Джеймс Бонд, спросите вы? Ну он появляется три раза суммарно где-то на 15 страницах. В двух сценах в багамском санатории он общается с массажисткой, которая наносит на него солнцезащитный крем и развлекается в бассейне, в еще одной занимается парасейлингом. А вы чего ждали? Погонь и метких фраз после убийства плохих парней?

Но не переживаете, дальше будет куда веселее. Бонд наконец прилетает в Лондон, где ему рассказывают о сложившейся ситуации с пропажей бомб. После этого 007 заходит домой. Тут мы узнаем, что домработница Бонда подрабатывает на полставки в СПЕКТР. Она подкладывает 007 бомбу в постель. Но Бонд  вроде как не собирается ложиться спать, потому что ему надо возвращаться на Багамы. Тогда хитрая домработница устанавливает вторую бомбу в его Астон Мартин. Тут к Бонду в гости приходит другой персонаж по имени Фатима, которая тоже является агентом СПЕКТР.

Конечно же, Бонд меняет свое решение и решает воспользоваться кроватью вместе с Фатимой. Но вместо того, чтобы пойти праздновать успех, поскольку ну это же СПЕКТР, где цель должна быть выполнена любыми способами, а жизнь агентов ничего не стоит, домбработница почему то бежит наверх деактивировать постельную бомбу.

И вот получается такая вот картиночка. Пока Бонд предается постельным утехам с Фатимой, под кроватью лежит домработница и пытаясь не отвлекаться на стоны и тряску, старается обезвредить бомбу. Поистине прекрасная сцена. Для пародии. Когда Бонд исполняет свой секретный долг, он слышит подозрительные звуки в ванной. Открыв дверь, он видит, что в окно лезет какой-то тип и вырубает его метким ударом по яйцам. Затем Бонд идет к гаражу, в который пытается проникнуть еще один непонятный гражданин. Бонд вырубает и его, а затем идет к входной двери, куда только что позвонил третий незнакомец. Пока 007 демонстрирует приемы каратэ, Фатима и домработница зачем-то бегут в гараж и подрываются на своей же бомбе. Занавес.

Позже кстати выясняется, что люди, которых вырубил Бонд это агенты, которые должны были охранять его. Просто самому Бонду решили об этом не рассказывать, а они зачем то решили вломиться в его дом. Не иначе, мазохисты, которым нравится, когда их избивают. И знаете, я вот несколько раз перечитал описанную выше последовательность сцен, пытаясь понять, что именно я упускаю. Но нет, все так и есть. И я в принципе не понимаю, как кто-то на полном серьезе мог написать подобную нелепицу.

Впрочем, и это меркнет по сравнению с тем, что нас ждет дальше. Бонд возвращается на Багамы и проникает в лабораторию Ларго. Но его быстро ловят, после чего Ларго конечно же решает убить его экстравагантным способом путем помещения в декомпрессионную камеру. К счастью, один из агентов СПЕКТР раскаивается и спасает Бонда.

После этого 007 спешит в Нью-Йорк, который должен стать целью атаки СПЕКТР. И вот он, самый невероятный момент сценария. Попробуйте угадать, как нехорошие парни доставят бомбу в город. Самолетом, поездом, машиной? Как бы не так! Хотя с учетом заглавия поста, думаю что многие уже догадались о чем речь. Правильный ответ: с помощью робоакулы. И это не шутка. Ядерная бомба помещена в голову роботизированной акулы-молота. Ее сопровождает целая стая роботов акул-убийц, которые вместе с ней проникают в канализацию и подземные тоннели Ньй-Йорка и устраивают там резню. Изумленным гаражанам только и остается, что наблюдадать,как из труб выносит откушенные руки и ноги стражей порядка, пытавшихся остановить робоакул. Мне кажется, что даже создатели «Шаркнадо» не смогли бы додуматься до такого безумного поворота.


Кстати, «Механические акулы-убийцы из Бермудского треугольника поедают Большое яблоко» — практически готовое для какого-нибудь культового творения Asylum или канала sci-fi.

Мехаакулы сподвигают Бонда наконец совершить первое полезное действие за весь сценарий. Он спускается в канализацию и борется с механическими монстрами и огромным негром из СПЕКТР, по сравнению с которым Мохаммед Али выглядит как педик (это не мои слова — такая искрометное описание персонажа дано в сценарии).

Разобравшись с робоакулами, Бонд следует к статуе Свободы, откуда СПЕКТР управлял всем вторжением. Конечно же Ларго сбегает на Аркос, а 007 следует за ним. К счастью для Бонда, ему почти ничего не нужно делать. К его прибытию на борт, раскаявшийся агент СПЕКТР умудряется убить почти всех злодеев. Остается лишь один Ларго. Но Бонд не может справиться даже с ним. Как следует наваляв 007, злодей садится в свое кресло, чтобы с комфортом пристрелить Бронда. Что же будет дальше?

Вы наверно думаете что Бонд конечно же выпутается из этой ситуации с помощью каких-нибудь гаджетов. Вот и не угадали. Девушка по имени Домино (добрая сестра-близнец Фатимы) теряет равновесие и падает на пульт управления, случайно нажимая на кнопку, используемую для избавления от ненужных агентов. Кресло Ларго проваливается в пол и его выбрасывает за борт. Т.е. человек №2 в СПЕКТР погибает из-за того, что подружка героя споткнулась. Кажется, я это что-то подобное уже говорил, но повторюсь, у меня стойкое ощущение, что это самая нелепая смерть лидера злодейской организации в истории.

Подведем итоги. Блофельд благородный защитник окружающей среды. Робоакулы. Чудовищная затянутость. Сюрреалистичный сюжет в стиле «Алисы в стране чудес». Никаких гаджетов — самое технологичное, что использует 007 это ботинки с выдвигающимися водными лыжами. Чудовищно малое количество экранного времени Бонда — его в скрипте меньше чем у злодеев. А когда 007 на экране, то он почти ничего не делает. На 150 страницах я насчитал аж четыре т.н. экшн-сцены с его участием.

Это:

    1. Уже упомянутая комедия положений в доме 007
    1. Короткая рукопашная схватка с агентами СПЕКТР в лаборатории Ларго
    1. Рукопашная схватка с робоакулами и негром в канализации
    1. Короткая рукопашная схватка с Ларго

Вы ведь обратили внимание? В этом скрипте нет ни одной погони или перестрелки с участием Бонда. Да что перестрелки, в скрипте он даже не носит с собой оружие и ни разу не берет в руки пистолет. Такое ощущение, что он стал пацифистом, или же Джон Коннор взял с него клятву никого не убивать, ибо кроме негра в канализации, 007 никого не убивает. Хотя если подумать, даже негра убил не он — его ведь растерзали робоакулы. За весь сценарий Ларго уничтожил за ошибки и просчеты больше своих людей, чем все хорошие парни вместе взятые. По идее, медаль за победу должны были бы вручить именно ему. Посмертно. Интересно кстати, как с такой текучкой кадров организация умудряется нанимать новых людей? На какой бирже труда они размещают свои объявления?

А чего стоят местные описания и диалоги. Вот пара примеров: «Кровь, подобно слезе, стекает по щеке статуи Свободы», «Ларго глотает последнюю реплику своего диалога», «Посмотрите, даже после удаления мозга акула продолжает плавать». «Ты не Фатима. — Нет. Она моя сестра-близнец — она мертва».

Ну и вишенка на торте, это девушка Бонда — Домино. Не буду больше писать про «попробуйт угадать» и сразу озвучу цифру: пять. Это число страниц с ее и Бондом совестными сценами. Т.е. пять минут экранного времени. Первая двухстраничная сцена происходит, когда Бонд обыскивая номер встречает Домино, валит ее на кровать, узнает что она сестра Фатимы, говорит что убьет Ларго, после чего она ему отдается. Еще три страницы в финале, когда Домино случайно убивает Ларго, после чего они с Бондом покрываются золотой пылью (пожалуйста, не спрашивайте меня), спасаются на его субмарине и предаются блуду на меховых шкурах.

Что ж, по крайней мере я ничуть не жалею, что взялся за James Bond of the Secret Service. Я конечно прочитал уже порядочное количество странных скриптов, но этот по своей художественной силе определенно достоин попадания как минимум в Top-3, а возможно даже и первого места. Это тот самый случай, когда читаешь и реально задаешься вопросом, что именно употребляли авторы? И где можно это купить?

Даже не знаю, что тут еще добавить. По моему я сказал достаточно, чтобы можно было составить впечатление о том, какую невосполнимую утрату понес мировой кинематограф из-за того, что подобная версия «Шаровой молнии» так и осталась на бумаге. До полного идеала мне не хватило лишь одной сцены чтобы в финале кто-то из приспешников СПЕКТР потрясенно уставился в экран, а затем произнес — «Нам понадобится робоакула побольше».

На то, чтобы снять ремейк, в итоге потребовалось целых семь лет. Помимо судебных тяжб с EON, ситуацию осложняло то, что Коннери, МакКлори и другие участники проекта не могли прийти к согласию по поводу сюжета (удивительно, да?), из-за чего сценарий неоднократно переписывался и потерял все свои самые сочные элементы. Кроме того, Коннери несколько раз менял свое мнение относительно участия в проекте. В итоге он запросил 15-миллионный гонорар, но стороны сумели договориться на 5 миллионов и 5% от прибыли в американском прокате.

Фильм, получивший название «Никогда не говори никогда» вышел на экраны в 1983 году за четыре месяца до «Осьминожки» с Роджером Муром. Вопрос о том, какой же из Бондов соберет больше, был одной из самых обсуждаемых кинотем того года. Большинство ставило на Коннери, но в итоге официальный 007 оказался сильнее.

Несмотря на то, что «Никогда не говори никогда» собрал пускай и меньшую чем «Осьминожка», но достаточно неплохую кассу, альтернативная франшиза про Бонда не состоялась. Этому помешали судебные распри с EON и нежелание Коннери возвращаться к роли. Актер остался не в восторге от того, как были организованы съемки и традиционно не поладил с режиссером и продюсерами. Возможно свою роль сыграло и то, что во время одной из тренировок Стивен Сигал (на съемках он работал инструктором по рукопашному бою) сломал ему запястье. После «Никогда не говори никогда» Коннери на два года взял отпуск от кинематографа.


Коннери и режиссер картины Ирвин Кершнер

Что же касается МакКлори, то он не успокоился. Я конечно не могу знать, каким он был человеком. Но мне кажется, что тот факт, что после 1959 года он больше не создал ничего сам и провел всю оставшуюся жизнь в судах, пытаясь выжать максимум из наследия Флеминга, говорит о нем многое. Уже в конце 1980-х МакКлори задумал сделать очередной ремейк «Шаровой молнии» с участием Пирса Броснана. К счастью, Броснану хватило ума сказать нет — иначе он вряд ли бы попал в официальную Бондиану.

В 1990-е МакКлори продолжил сражаться за 007. Он попытался заинтересовать ремейком Тимоти Далтона и Лиама Нисона, но и тот и другой отказались. Но даже на этом история не закончилась. Правами МакКлори заинтересовалась Sony, решившая использовать их как инструмент в войне с MGM, владевшей компанией United Artists, традиционно выпускавшей фильмы про Бонда вместе с EON.

В то время и та и другая студия сражались за «Человека-паука». В Sony решили усилить свои позиции агентом 007. Был подан иск, согласно которому MGM не имел права снимать продолжения бондианы, поскольку Кевин МакКлори являлся одним из авторов «кинематографического образа агента 007». В итоге, стороны пошли на мировую. Sony достался «Человек-паук», а MGM сохранил Бонда и дополнительно получил права на «Казино Рояль» (они были отдельно проданы Флемингом еще до МакКлори). В 2000 году суд окончательно разрушил все надежды МакКлори, отказав ему в правах на Бонда.

Кевин МакКлори умер в 2006 году спустя всего четыре дня после премьеры «Казино Рояль». По иронии судьбы, этот фильм, как и следующие картины с Дэниелом Крэйгом был создан при поддержке Sony, заключившей с испытывавшей финансовые проблемы MGM соглашение на дистрибуцию четырех картин про Бонда.

В 2013 году, наследники МакКлори продали MGM все права на «Шаровую молнию», наконец поставив точки в полувековой тяжбе. Это позволило кинематографистам вернуть на экраны СПЕКТР и Блофельда, что оказалось не самым удачным решением. Фильм  «Спектр», конечно, собрал свою кассу, но как финал крэйгианы оставил крайне унылое впечатление, особенно если сравнивать его с «Казино Рояль» и «Координатами Скайфолл». Создателям следовало оставить Блофельда в 1960-х, в той эпохе, где ему было самое место, а не пытаться тянуть его в современность. Да и странно, что авторы не вынесли из полувековой тяжбы с МакКлори одной простой истины: попытка любой ценой удержаться за старое не делая ничего нового может и позволяет собрать денег, но уж точно не способна сделать хоть кого-то счастливым.

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 4, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

Добавить комментарий

  

  

− 4 = 2