


|
||||
|
«Кто идет?»: что представлял из себя альтернативный сюжет «Нечто»Повесть Джона Кэмпбелла «Кто идет?» была впервые опубликована в далеком 1938 году. Она оказала большое влияние на развитие фантастики и ныне считается классикой жанра. В первый раз повесть была адаптирована для большого экрана в 1951 году, когда вышел пользовавшийся достаточно большой популярностью фильм «Нечто из другого мира». В 1970-е годы студия Universal решила повторить успех и запустить в производство новую экранизацию Кэмпбелла. ![]() Дон Стюарт это псевдоним Кэмпбелла, под которым изначально была опубликована повесть
Это оказалось не такой простой задачей, как могло показаться. Несколько лет проект находился в производственном аду. За это время было написано много сценариев. Авторами первых вариантов были никто иные, как Тоуб Хупер и Ким Хенкел — создатели известной в определенных киноманских кругах «Техасской резни бензопилой». К сожалению, до нас дошло не так и много подробностей этих работ. Известно, что сценарий Хупера описывали как «Моби Дик в Антарктиде», где главный герой, который в скрипте именовался Капитаном, преследовал во льдах Антарктиды большое инопланетное существо. Джон Карпентер как-то обмолвился, что действие одного из ранних сценариев полностью разворачивалось под водой, но к сожалению, не привел больше никаких подробностей о сюжете. ![]() В конце концов, проект был спасен сценарием Билла Ланкастера под названием «Нечто», который Карпентер назвал лучшим из прочитанных в своей жизни. Удивительное дело, к моменту написания скрипта, фильмография Ланкастера состояла лишь из сценариев комедий «Несносные медведи» и «Несносные медведи едут в Японию». Еще поразительнее то, что после «Нечто» у него в фильмографии вообще нет ни одного реализованного проекта! Подозреваю, что причина заключается в коммерческой неудаче фильма. Следующим проектом Ланкастера и Карпентера должна была стать «Порождающая огонь». Увы, но провал в прокате «Нечто» привел к тому, что студия отказалась от его сценария и уволила Карпентера с поста режиссера. ![]() Но вернемся к ранним версиям сюжета «Нечто». Пускай я и не могу рассказать про альтернативные сценарии, но зато я могу сказать пару слов про тритмент Уильяма Ф. Нолана — соавтора повести «Бегство Логана» и ряда других произведений, начиная от научно-фантастических рассказов и заканчивая биографиями других писателей. Нолан написал свой тритмент для Universal в 1978 году, за три года до сценария Ланкастера. Публика узнала о его существовании в 2009 году, когда он был напечатан в одном из переизданий «Кто идет?». ![]() Тритмент Нолана насчитывает 16 страниц и называется точно также, как и литературный первоисточник. Он рассказывает историю о дюжине ученых (9 мужчин и 3 женщины) занимающихся исследованиями в лагере, расположенном в районе Южного полюса. Если кому интересно, то в этой версии Макриди — астрофизик с «характером бунтаря». ![]() Однажды, трое членов экспедиции становятся свидетелями приземления какого-то неопознанного объекта. Прибыв на место посадки, они обнаруживают небольшой инопланетный корабль и недолго думаю, заходят в него. После затемнения мы переносимся в базовый лагерь. Три посетивших звездолет человека возвращаются (разумеется, они больше не люди) и сообщают остальным, что ничего не нашли. Они ведут себя как обычно и ничем не выдают себя. Лишь пес чувствует, что что-то не так и сторонится чужаков, а жена одного из полярников начинает видеть в кошмары, в которых ее супруг охотится за ней. ![]() Вскоре собака пропадает из лагеря. Через некоторое время Макриди находит во льдах ее труп. Затем, дождавшись подходящего момента, пришельцы нападают на одного из полярников. В этой версии инопланетяне представляют собой что-то среднее между существом из «Скрытого врага» и людьми-стручками из «Вторжения похитителей тел». Во время ассимиляции они просто переходят из одного тела в другое — в тритменте это описывается как поток желтой энергии, вливающейся в человека. Что касается прежнего носителя, то его тело просто высыхает, превращаясь в мумию. ![]() Вскоре вся троица меняет тела. Разумеется, исчезновение людей, сопровождающееся объяснениями типа «у него заболел живот, и я отвез его к врачу на другую станцию» начинает вызывать подозрения. Макриди приступает к поискам и с помощью вертолета находит место посадки инопланетного корабля и его обожженные обломки. Пока Мак играет в детектива, пришельцы продолжают менять тела. В конце концов, мы узнаем, зачем они прибыли на Землю. Под ледником, на котором стоит станция, находится большой космический корабль, по какой-то причине оставленный на нашей планете тысячи лет назад. Инопланетные коллекторы просто решили забрать свое имущество, и все это время выжигали с помощью лазеров туннель к тарелке. ![]() В финале Макриди и его подруга Лиз спускаются по проплавленному во льду туннелю и становятся свидетелями того, как пришельцы готовят корабль к старту. Мак понимает, что если корабль взлетит, то это расколет весь ледяной щит Антарктиды, что приведет к уничтожению соседних станций и гибели сотен полярников. Несмотря на словесные (?!) предупреждения инопланетян, он стреляет из отобранного лазера по кораблю, после чего тот начинает разваливаться. Макриди с подругой карабкаются по туннеля на поверхность, и успевает сесть на вертолет и взлететь аккурат за несколько секунд до того, как корабль аннигилируется и на его месте остается кратер. Хэппи-энд. ![]() Что ж, тритмент это конечно не сценарий. Это набросок скрипта без диалогов с общими описаниями. В процесс работы он всегда раскрывается, дополняется, а сюжет часто может сильно измениться. Но думаю не нужно быть специалистом по кино, чтобы понять насколько версия Уильяма Нолана была слабее итогового результата. ![]() Начну с самого очевидного. В этом варианте пришельцы не ассимилируют людей, а просто переходят из тела в тело. Их количество не меняется, они не могут превращаться в другие жизненные формы, а сам процесс перехода совсем не такой мерзко-кровавый, как у Карпентера. При этом в тритменте почти всегда указывается, кто и когда становится жертвой нападения, что напрочь убивает саспенс — ведь на протяжении сюжета мы точо знаем кто есть кто. В процессе чтения тритмента я попытался представить, как бы воспринималась эта история, если бы автор, подобно Ланкастеру вывел за кадр ассимиляцию, оставив зрителю самому решать «кто, где, когда?». Должен сказать, впечатление было бы значительно лучше. ![]() Опять же не могу не сказать про мотивацию пришельцев, которая превращает все это в какую-то драму о невезучих судебных приставах со звезды Барнарда. Весь тритмент меня мучал вопрос о том, к чему вообще такие сложности со скрытным проникновением, если куда проще было просто сесть в лагере, спалить аборигенов и быстро пропалить лазером дыру до корабля? Но и это не самое главное. У Карпентера на кону стояла судьба планеты — если хоть одна клетка чужеродного организма достигнет побережья то это конец для всей земной биосферы. Тут же на кону лишь жизни героев и может быть полярников с соседних станций. Ну и я уже молчу о таких мелочах, как общее настроение картины, финал, атмосфера паранойи, попытках пришельцев стравить людей и многом другом. ![]() Так что, остается лишь порадоваться, что в Universal забраковали тритмент Нолана. Очевидно, что автор вдохновлялся «Похитителями тел» — но даже в 1970-е этот сюжет был уже порядком избит. Кроме того, как раз в 1978 году на экраны вышла вторая и самая бескомпромиссная экранизация романа Джека Финнея — и предложенный Ноланом сюжет никак не мог с ней потягаться. ![]() Хотя допускаю, что его тритмент все же оказал определенное влияние на «Нечто». По крайней мере и в нем и в фильме команда полярников состоит из 12 человек (правда Карпентер благоразумно оставил свой фильм без женского присутствия), в то время как в первоисточнике полярников было около 40. Также можно отметить летающего на вертолете Макриди. ![]() В целом же, работа Уильяма Ф. Нолана, пускай и по всем аспектам уступает итоговой версии Ланкастера, но все равно представляет образовательный интерес — по крайней мере с точки зрения того, какие метаморфозы может претерпевать экранизация произведения. Хотя в случае с «Нечто» самым верным решением оказалось не изобретать велосипед, а следовать духу оригинального произведения. 2 комментария «Кто идет?»: что представлял из себя альтернативный сюжет «Нечто»Добавить комментарий |
|||
|
Кирилл традиционно кладезь интересной познавательной информации! ) Спасибо за текст!
Очень увлекательное чтение получилось 🙂