Покупайте книгу «Русский Хоррор» на ЛитРес!

 
 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

LiveJournal ВКонтакте
 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Не убежать, не спрятаться, не скрыться — отзыв на хоррор «Оно» (It Follows, 2014 г.)

 

Ответьте на вопрос: часто ли вы ощущаете себя некомфортно в толпе незнакомых людей? А бывает ли так, что кто-то из случайных прохожих своим поведением вызывает у вас острое чувство встревоженности, опасности и прямой угрозы, направленной непосредственно в вашу сторону? Уж поверьте, после просмотра «Оно преследует» что-то такое сомнительное и беспокойное обязательно поселится в Оно, 2014 - кадр 1коре головного мозга, сравнимое с эффектом от знаменитых «Зеркал» Александра Ажа, когда привычное отражение себя любимого начинает видеться вовсе не тем, кем кажется, и чем дольше ты в него всматриваешься, тем сильнее осязаешь неприятный мороз по телу.

Итак, приготовьтесь к бурным рекам, океанам, водопадам и водоворотам саспенса, первосортного, густого и скручивающего внутренности настолько туго, что свободно дышать получится едва ли. Причем упоминание водных объектов приведено не красного словца ради, воды в фильме будет много. От каждого плавного поворота камеры в сторону длинной опустошенной дороги глухой провинции, шума сухой листвы, вида ровных песчаных берегов, облика мимопроходящего незнакомца ждешь появления жуткого предзнаменования, от которого хочется инстинктивно отгородиться, выстроить защитный барьер и спрятаться в “домик”, напрочь забывая о том, что это всего лишь кино.  Главный же козырь многократно преумножающегося чувства тревоги, эволюционирующего в статус непостижимого ирреального кошмара, сносящего «башню» окончательно — это гнетущая и царапающIt Follows_2014_02ая по коже и костям музыка, которая не только шлет ностальгический поклон ужастикам 80-х годов, но и насильно затаскивает тебя в уязвимую шкуру 10-летнего ребенка, когда ты от нагнетающегося ужаса зарываешься под одеяло, но оставляешь маленькую щелочку, через которую хоть одним глазком можно воочию увидеть олицетворение настоящего страха! Но вся прелесть в том, что этот фильм страшную картинку как таковую нам не показывает, а от обычной сцены, где остолбеневшая героиня с обезумевшим взглядом указывает на пустоту, выкрикивая: «Он стоит и смотрит на меня!», веет промозглым нечеловеческим холодом. Этакий монстр без монстра, чудовище без физиологической оболочки, зло, имеющее тысячи тысяч масок зла. А зло ли это вообще?…It Follows_2014_113

После полутора часов настоящего хоррор-испытания в виде танца дергающихся бровей, вздыбившихся волос, вспотевших подмышек, потрескавшихся от разинутого рта губ и экстренных  смен нижнего белья (в зависимости от степени вашей выдержки и хоррор-стажа), стоит обратить внимание на важные детали, действия и окружение, позволяющие занести кино в категорию умного. Первые бонусы в копилку ленты идут уже хотя бы за то, что это подростковый ужастик, в котором подростки выбиваются из шаблонов обязательной тупости и пошлости, и с возникновением проблемы у подруги не обвиняют ее в том, что онIt Follows_2014_017а обкурилась и все придумала, не бросают ее одну в беде, не пытаются друг друга как будто специально отправить на тот свет, а сразу же оказывают всевозможную поддержку. И заметьте, что родители в ситуации с якобы изнасилованием / похищением остаются где-то позади, фоном, зритель мимолетно слышит их диалоги, но сами они никак не участвуют в сюжете, как и никто другой из взрослого поколения. А всё потому, что режиссер показывает нам путь взросления героев, перехода из стадии зависимости и инфантильности в стадию, когда ты сам начинаешь нести ответственность за себя и свою жизнь. Это своеобразный обряд инициации, частью которого является и первый половой акт, который обычно и случается в период юности, что в определенном смысле означает новую ступеньку в жизни, преодоление границы между девственностью и интимной близостью, а значит и неизбежно приближающейся полной самостоятельности и дееспособности.

Достаточно лишь чуть-чуть усилить режим наблюдательности, дабы зафиксировать, что происходит после встречи со старухой — одним из первых образов зловеIt Follows_2014_022щего нечто: героиня рассказывает всё друзьям, неторопливо поедая мороженое, усыпанное маленькими яркими конфетками, как бы успокаивая себя. А как Джей спасается от нападения в доме? Прыгает на детский велосипед, едет до детской площадки, усаживается на детские качели и крепко вцепляется в них. Эпизод возле дачного домика, когда все персонажи валяются на пляже, а одна из подруг плавает на детском надувном круге и призывает: «Идите сюда, здесь так классно!» Слово «детство» и является ключевым, ведь всякий раз сталкиваясь с безымянным существом, героиня ищет укрытия в местах, так или иначе связанных с игровой порой жизни, которую уже не вернешь, но ведь там было так хорошо, так беззаботно и легко! Многоликая бабайка — это символ необратимых перемен, сама ответственность, которую герои не хотят It Follows_2014_006возлагать на свои плечи, они ничего не могут сделать, потому что от нее не уйти, прошлое не вернуть, поэтому единственный выход — бежать, дальше, как можно дальше… Вспомним сцену из начала фильма, когда Джей предлагает Хью сыграть в игру, на кого он указывает? Точно, на ребенка, это же полная свобода, вся жизнь впереди, именно это он говорит своей спутнице. Снова отсылка в самое беспечное время отпущенного тебе столетия, когда не нужно ни о чем думать, нет никаких трудностей, и на протяжении всего фильма герои в своих разговорах постоянно возвращаются в события из их раннего возраста.

Если же посмотреть на метафорическое зло с другого угла зрения, почему-то и заражение и освобождение от него происходит через It Follows_2014_037половой акт (опустив также популярную гипотезу о распространении ЗППП, которая в более запоминающемся и натуралистичном виде раскрыта в «Инфекции» 2013 года Эрика Инглэнда). Быть может, ходячее за жертвами Оно — это воплощение самой смерти, но ее облик все время меняется, как сгустки облаков на небе, она бесформенна и безлика, но со множеством лиц, как омерзительных, так и вполне знакомых, ведь никто не знает, в каком виде и когда она явится за тобой, но при этом физически ощутима, от ее мертвых объятий невозможно вырваться. Секс же выступает способом спасения, ведь благодаря процессу совокупления и зарождается новая жизнь, которая ведет к продолжению рода человеческого и таким образом отсрочивает его погибель.

Возможно, вся прелесть сверхмощного производимого эффекта этого крутого кинополотна в том, что здесь вы не получите никакихIt Follows_2014_032 объяснений, и это правильно. Незатейливая концепция неизвестного неубиваемого существа, безвольно и безэмоционально топающего по нашу душу, да еще и поданная в столь обреченном сумасводящем варианте, оказалась бесподобной и запредельно пугающей! Небольшой бассейн — место умиротворения и ухода от всех мыслей Джей, который его хозяйка в начале фильма полирует до блеска, выскребая щеткой малейшие частички грязи, постепенно заполняется мусором, а к финалу фактически разваливается и осушается, точно так же, как и былой инфантилизм, неготовность к предстоящим заботам и обязательствам «сливается» из организма девушки, впереди момент принятия стратегически важного и судьбоносного решения в ее жизни.

9 из 10

Страница фильма «Оно» в КЛУБ-КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 8, среднее: 4,38 из 5)
Loading ... Loading ...

4 комментария Не убежать, не спрятаться, не скрыться — отзыв на хоррор «Оно» (It Follows, 2014 г.)

  • Роберт Виллэн

    Молодец, что тоже написал отзыв. С удовольствием почитал.

  • NaObi NaObi

    Никит, брависсимо!
    Безусловно, «Оно» крайне выгодно отличается от уймы молодежных ужастиков своей задумкой, но если у меня четко провелась параллель между монстром-невидимкой и смертельной болезнью, передающейся половым путем, то ты копнул гораздо глубже, уловив мельчайшие детали, которые не сразу выдают себя с головой, намекая на свою многозначительность. И действительно, уже читая твой отзыв вспоминаешь и про мороженое с конфетками (какой милый, успокаивающий сам себя процесс его поедания в кругу близких друзей), и детский велик, и восторженные крики с надувного круга. Это действительно сколь прозрачный, столь и тонкий намек на уходящее детство, покидающее главную героиню невозвратно и страшно, и это медленно но верно преследующее чудовище суть есть символ неотвратимых жизненных перемен — непонятно, что именно со мной будет, но явно что-то нехорошее. В общем, целиком «за» такое твое мнение и уж особенно — за манеру подачи 🙂

    • Спасибо, Оксан. 🙂 На мой взгляд, как раз одно из первых серьезных решений — это то, как избавиться от монстра, либо ты перекладываешь проблему на кого-то еще, либо принимаешь обстоятельства жизни и живешь дальше, следуя новым «взрослым правилам», не оглядываясь назад — я именно так и увидел финал.

Добавить комментарий

  

  

21 − 19 =