ДРУЗЬЯ КЛУБА

 

ЕЩЕ КЛУБ-КРИК

Facebook LiveJournal Twitter ВКонтакте
 

Новинки DVD

 
 
 
 
Возрастные ограничения на фильмы указаны на сайте kinopoisk.ru, ссылка на который ведет со страниц фильмов.

Мнение авторов отзывов на сайте может не совпадать с мнением администрации сайта.
 

Реклама на сайте

По вопросам размещения рекламы на сайте свяжитесь с администрацией.
 
 
 
 

Бактериальный детектив – анализ литературного жанра «медицинский триллер» на примере романа Робина Кука «Зараза» (Contagion, 1995 г.)

 
Создатель «медицинского триллера» в литературе – Робин Кук

Создатель «медицинского триллера» в литературе – Робин Кук

Если рассматривать современную беллетристику в целом, то крайне сложно найти еще не освещенную в ней тему. Конечно мировая история движется вперед, как и научно-технический прогресс, непрерывно случаются новые события, осуществляются инновационные открытия, но так или иначе с позиции литературного творчества все их можно отнести к уже существующим художественным жанрам. Так любой вооруженный конфликт попадает в категорию «военная проза», изощренные преступления посредством новоиспеченных технологий легко вмещаются в рамки «детектива», ну и романтические истории последних и будущих лет могут быть увлекательно описаны посредством «любовного романа». Почти невозможно изобрести принципиально оригинальный жанр, скорее новаторским может выглядеть причудливый симбиоз классических литературных направлений. Вопрос лишь в том, насколько избиты различные комбинации хоррора и мелодрамы, истории и фэнтези, детектива и юмора. И как не странно, на поверку оказывается, что такой, казалось бы очевидно-вероятный жанр, как «медицинский триллер», достаточно популярен, но не слишком востребован с точки зрения написания у самих авторов.

2.Обложки книг Робина Кука, включая «Заразу»

Обложки книг Робина Кука, включая «Заразу»

Причина тому понятна; это сложность создания, по крайней мере на высокопрофессиональном уровне. Ведь что такое «медтриллер» сам по себе? Это роман (повесть, рассказ), в котором повествование, интрига и саспенс строятся на лечебно-врачебной специфике, о которой писателю необходимо иметь четкое представление. Иначе говоря, автор либо должен быть настоящим врачом, либо дотошно-фанатичным любителем, так как медицина – это точная наука, где допускаемые ляпы в ее художественной интерпретации куда более очевидны, нежели условная реалистичность космических путешествий или сказочных миров. Конечно можно держать читателя за дурака, и нести на страницах псевдонаучную околесицу, неверно описывая симптоматику, нюансы хирургии и лечебно-побочные эффекты различных препаратов. Но нынешняя публика тоже не лыком шита; у неё всегда под рукой Google, который пусть зачастую также не точно, но все-таки способен рассказать «как оно там в больничке и в морге на самом деле», после чего песенка «лживой книжонки» может быть спета. Читатель поняв, что «писака» — профан, закроет «дурилку» не дочитав, расскажет другим – «какая это ересь» и абсолютно точно не купит очередной опус автора, который может быть вообще не напечатан, если предыдущее издание не окупило себя. Хочется признавать это или нет, но беллетристика сегодняшнего дня – это бизнес, который не прощает грубых ошибок, и коммерческий автор должен убедительно писать о том, в чем прекрасно разбирается, иначе в условиях высокой конкуренции ему не выжить.

Отсюда резонный вопрос; а много ли в мире классных врачей с писательским талантом? Причем ориентированным не на монографии, а на массового читателя? Правильно – единицы, так как медицина – чертовски сложная наука сама по себе, и вероятность обнаружения в ней еще и одаренного детективщика или хоррормейкера очевидно мала. Да и среди тех немногих, кто отвечает вышеназванным критериям, практически не найти истинных литературных гениев (по меркам даже бульварного чтива). Максимум, просто «нескучных» авторов, увлекательно описывающих врачебный криминал и хоррор, которыми если и не восхищаешься, то по крайней мере не жалеешь о потраченном времени. К таким относится и общепризнанный основоположник «медицинского триллера» в литературе – Робин Кук.

«Это всего лишь работа в морге…» - кадр из киномедтриллера «Патология»

«Это всего лишь работа в морге…» — кадр из киномедтриллера «Патология»

Американский писатель отдал немало лет врачебной практике, являясь по специализации офтальмологом, и в собственном творчестве видит нечто большее, чем просто создание производственно-развлекательного чтива. Кук постоянно держит руку на пульсе науки, и в романах затрагивает реальные социальные проблемы, связанные с несовершенством системы здравоохранения. Поэтому углубляясь в его прозу, невольно видишь злободневный черты насущного бытия, пока авантюрное повествование не затмевает реализм. При всём уважении к неоспоримому профессионализму мистера Кука, медицинские перипетии для него – лишь инструмент для убедительно-жуткой сказки, четко отвечающей всем канонам бульварного чтива. Автор не использует детективный жанр для серьезного разговора за жизнь, а наоборот – эксплуатирует науку на благо «чтения на одном дыхании». И получение удовольствия зависит от того, насколько вы снисходительны к многочисленным художественным допущениям на фоне крепкого врачебного базиса, когда о болячках в литературном триллере авторитетно вещает дипломированный специалист. А его «Зараза» — показательный пример триллера о людях в белых халатах со всеми достоинствами и недостатками.

Джек Степлтон – талантливый судмедэксперт, нелюбимый начальством за гонор и выпендреж, но в то же время уважаемый за первоклассный профессионализм. У Джека туманное прошлое, полное тайн, и странная цель – во что бы то ни стало насолить медицинской корпорации «Америкэр». И когда в одном из городских госпиталей, подконтрольных компании, возникают необъяснимые вспышки смертельных инфекций, Степлтон, превышая полномочия, начинает активное расследование причин внезапных смертей…

Тесс Герритсен – еще один популярный автор «медтриллеров»

Тесс Герритсен – еще один популярный автор «медтриллеров»

В качестве пролога Кук использует три драматичные, изначально не связанные истории, которые наглядно демонстрируют любовь автора к медицине и знание профессиональной кухни. Впечатление усиливается при завязке основной сюжетной линии про героического патологоанатома, обширный кругозор которого явно выходит за рамки специализации. Доктор Степлтон по сути своей типичный сыщик из детективной литературы; умный, обаятельный, проницательный, дотошный и ко всему прочему чертовский хороший диагност, а-ля «доктор Хаус» в морге (причем роман ни разу не плагиат в типаже главного персонажа, ибо пилот сериала вышел в 2004 году, тогда как «Зараза» издана в 1995-м). Сам факт постоянного копания героя в мертвых телах придаёт повествованию дополнительную мрачность, но не до чернушно-противной степени. Скорее поначалу необычна обыденность, с какой автор описывает будни судмедэкспертов, типа

«…Попросив Саля хорошенько отмыть кишки «своего» трупа, Лори подошла к первому столу…»

или

« — На пальцах гангрена, — сказал Джек. Приподняв руку покойника, он внимательно рассмотрел почерневшие кончики пальцев, перевел взгляд на съежившиеся гениталии. – Такая же гангрена на кончике члена. Ох! Должно быть это очень больно…»

Подобный стиль не стоит считать безвкусицей и эпатажем. Это всего лишь особенность данного жанра, затягивающая читателя, заставляющая поверить в происходящее, поэтому медицинскому триллеру закономерно свойственны анатомические подробности.

Обложка одно из популярных романов Кука – «Кома», удостоенного экранизации

Обложка одно из популярных романов Кука – «Кома», удостоенного экранизации

Кук стремительно интегрирует производственную драму и параноидальный детектив, когда жуткие болезни появляются ниоткуда, безжалостно косят людей и уходят в никуда. Автор смачно рисует симптомы и последствия, когда читая книгу в общественном транспорте, с опаской косишься на чихающих и кашляющих «соседей». Писатель от души сыпет специфичной терминологией, но специально разжевывая через диалоги персонажей заковыристые названия, дабы не заставлять публику читать книгу параллельно с медицинским словарем. Даже при минимальных знаниях врачебной тематики, на уровне среднестатистического редкого пациента, понятно, о чем идет речь в «Заразе»; взгляд не спотыкается, мозги не плавятся, и в этом реальная заслуга Кука – говорить просто о сложном. Но стоит заметить, что временами доктор в авторе перевешивает писателя. Стремясь с упоением рассказать о жутких болячках ещё, ещё и ещё, Кук откровенно затягивает повествование. Доктор Степлтон обнаруживает всё новые и новые инфекции, по-прежнему не понимая, откуда те берутся, вновь и вновь анализирует течения болезней, пристает как банный лист к возможным подозреваемым – «злобным и скрытным докторам» из Центрального манхэттенского госпиталя, где и заражаются люди. Сюжет усложняется, обрастая новыми подробностями, но в целом действие фактически топчется на месте, так как реально расследование никуда не движется, а вся острота повествования только и упирается в жутковатое описание болезней, без каких-либо других «триллерных» поворотов. Реально хочется, чтобы главгерой уже нарыл что-то конкретное, или туманные злодеи нанесли ответный удар, напугавшись дотошности Степлтона, и по прошествии двух третей повествования, наконец-то начинается экшн, который оживляет книгу, но одновременно гробит на корню «правду» истории.

Впечатляющий кадр их экранизации «Комы», в которой снимались молодые Майкл Дуглас и Эд Харрис

Впечатляющий кадр их экранизации «Комы», в которой снимались молодые Майкл Дуглас и Эд Харрис

Показав себя авторитетным спецом по болезням, и посвятив тому больше половины романа, Кук до обидного просто и по-дилетантски решает вопрос физического противостояния Степлтона и врагов, ответственных за культивирование заразы. Фактически автор черпает вдохновение и использует приемы из недалеких бульварных боевиков, в которых герою везет настолько, что многократные покушения на его жизнью причиняют вреда не более чем пара царапин на лице. Неугомонного доктора пытаются расстрелять матерые убийцы, но каждый раз героя спасает откровенная «рояль в кустах», когда сам Степлтон удивленно констатирует про себя – «ну не хрена себе мне везёт!» Причем герой и далее испытывает судьбу, возомнив себя «неубиваемым человеком», а неведомые силы и правда берегут врача как зеницу ока, который разве что с разбегу не кидается на нож очередного противника.

Робин Кук на основной работе

Робин Кук на основной работе

Последняя весомая ложка дегтя – сброс масок, «а кто же злыдень?» И здесь при изначальной крепчайшей интриге, тянувшей на уровень мирового заговора, вселенского зла и глобальной эпидемии, призванной уничтожить чуть ли не всё население Земли, оказывается, что…Ну обидно, правда, ведь ожидалась армия врагов, грезящих о захвате мира, а получили хлипеньких паршивцев с дурашливыми целями, мелких пакостников, которых сложно воспринимать всёрьез. Сейчас это не спойлер, а предупреждение разочарованного читателя, дабы другие не ждали от книги детективно-триллерных откровений, а были готовы лишь к сносному бульварному чтиву, занятному и неординарному в своём роде благодаря именно «заразной» тематике.

Тем не менее Робин Кук остается лучшим в заявленном жанре на сегодняшний день, благо толпа конкурентов не дышит в затылок, а наблюдаются лишь отдельные представители, такие как Тесс Герритсен, Кен Макклюр, Кэти Райх и некоторые другие, которые формально «хуже» лишь потому, что не были первыми. В любом случае это узкокруговое детективное направление, не претендующее на интерес миллионов, но стабильно читаемое целевой аудиторией при условии высокого «медицинского» качества и цепляющей интриги.

Страница книги «Зараза» в КЛУБ — КРИКе

ХрипШепотВозгласВскрикВопль (голосовало: 6, среднее: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...

7 комментариев Бактериальный детектив – анализ литературного жанра «медицинский триллер» на примере романа Робина Кука «Зараза» (Contagion, 1995 г.)

  • NaObi NaObi

    А ведь классно получилось, уважаемый автор!:D Помню, что ты писал мне о том, что отзыв на эту книгу стал для тебя своеобразным творческим экспериментом, более того, — что ты в этом плане вообще отчасти первооткрыватель. Осмысленность выбранной темы дает о себе знать уже с началом первого абзаца, потом следует плавный переход от общего к частному, и на сладкое — разбор одного из куковских плодов творчества, которое громко о себе заявляет в начале, но заканчивает за упокой. Словом, аналитическое мышление тебя не подвело и в сей раз, вылившись во вдумчивое, даже отчасти скрупулезное повествование, а что касается интересности подачи, то, имхо, она у тебя с успехом наращивает мышечную массу 🙂 С удовольствием почитала, чего не скажешь о самой «Заразе» — как-то не хочется мне вновь обращаться к жанру бульварщины, с ЛИХвой хватило ЛИХэйна и его «Дай мне руку, тьма»

    • О, Ксюша, спасибо ))) Мне и правда все больше и больше хочется писать именно то, о чем можно сказать словами из песни Шевчука — «…это всё, что останется после меня…»

      Классная игра слов с фамилией Лихэйна, мне очень понравилось 🙂

      А вообще думаю далее идти от всевозможных творческих экспериментов к сужению творческого пути, выбора всего нескольких условных тем в кино и литературе, о которых буду писать. С одной стороны классно и интересно быть многостаночником, писать о самых разных стилях и жанрах, но с другой начинаю реально хотеть оставить свой след в чем-то одном, но по-настоящему яркий след…

  • Леша, статья зачетная, медицина и цепляет и пугает одновременно! )) Я так понимаю, что ты здесь к жанру медицинскому причисляешь именно те произведения, в которых есть врачи, пациенты, диагнозы и использование профессиональных терминов? У меня есть папка на КП «Медицина, больницы», я вот думаю, может разделить их на две, там, где именно на сфере медицины сюжет сосредоточен, и там, где просто больницы есть, или основное действие в них происходит. Из наиболее ярких медицинских триллеров у меня вспоминаются «Дантист» (опять же, не знаю, насколько его можно считать таковым, ведь там больше не о болезни, а о сумасшествии доктора, но и белые халаты и страшные инструменты в кадре есть) и «Анатомия».

    Из «Комы» реально классный кадр, давно уже хочу оригинальный фильм глянуть, и переснятый мини-сериал, и может быть и книгу осилить (тьфу-тьфу).

    • Спасибо, Никита )) Ну да, к медицинскому триллеру я отношу книги/фильмы с соответствующей сюжетной принадлежностью, где либо преступление или ужас базируется на болезни/лечении, либо главный герой/злодей — врач, использующий медицину во зло или в борьбе со злом. А те фильмы/книги, где просто действие происходит в стенах больницы или морга, но сама интрига к лечебно-врачебной специфики отношения не имеет, то это уже не медицинский триллер, по крайней мере в моем представлении. Ну вот, например, «Хэллоуин 2» или «Остаться в живых: Воскрешение» — резня в лечебнице, но сюжет не связан с медициной как таковой.

      А вот «Дантист» вполне подходит к медицинскому хоррору — без профессиональных навыков главного героя этой бы истории не было, медпрактика — неотъемлемая ее часть.

      Старую «Кому» посмотри, кино что надо, не шедевр, но очень хороший жанровый образец. А вот про мини-сериал ничего сказать не могу.

      • MidnightMan

        Кстати, рекомендую обратить внимание на фильм «Мафия в белых халатах» — он на сайте есть. По-настоящему страшный триллер, потому что всё в нём крайне реалистично в обличении медицины, как ещё одной сферы бизнеса, а ведь, как мы все знаем, цель любого бизнеса – обогащение. Мне его как-то посоветовала Ира, за что я ей огромно благодарен.

      • Да, правильней будет все же разделить на две категории. 🙂

        Роме спасибо за рекомендацию!

Добавить комментарий

  

  

58 − = 57