Будучи уже в те годы достаточно подающим надежды, благодаря фантастической комедии «Тёмная звезда», молодой режиссёр имел весьма неплохой спрос со стороны голливудских инвесторов, ищущих выгодных денежных вложений. Спонсировать новую работу Карпентера вызвался малоизвестный ливиец Мустаффа Аккад. Потому как много денег такой продюсер дать Карпентеру не мог, тому пришлось выкручиваться самому, и выжимать из крошечного бюджета в 300 тысяч долларов практически каждый цент. Во многом скрыть небольшую финансовую базу ресурсов Карпентеру помогло умение действительно виртуозно работать с оператором и монтажёром. Абсолютно необязательно раскошеливаться на дорогущие декорации и впечатляющие спецэффекты, чтобы создать эффект «бюджета», достаточно просто уметь всё происходящее правильно запечатлеть в объективе камеры, а затем грамотно соединить между собой отснятые сцены. Следующим этапом в творческом пути Джона помогло его удивительное чутьё на выстраивание крепкой и густой атмосферы страха, ощутить которую ожидал пришедший в кинотеатр зритель.
В этом одна удивительная особенность «Хэллоуина»: практически ни в одном слэшере ты не ощущаешь опасности в дневное время суток. Карпентеру же удалось создать эффект приближающейся опасности даже в наиболее мирные моменты, вроде прогулки девушек по улице, за которыми по пятам следует кровавый маньяк. Вдобавок к этому, Джону прекрасно даётся ставить сцены расправы убийцы над жертвой. Ни в одной сцене резни вы не увидите литров крови и груд мяса, но взамен этому режиссёр предпочитает брать стилем и необычностью подачи (по крайней мере, в рамках американского кино) — убийство в машине можно без всяких преувеличений назвать гениальным. А ещё постановщик замечательно владеет «настроением» фильма: вот в тёмную дождливую сцену психопат вырывается на свободу, вот одинокая Лори Строуд медленно приближается к тёмному жуткому дому, заваленному трупами, вот один из малолетних сорванцов случайно натыкается на психопата. Во время просмотра ты просто никогда не чувствуешь себя в безопасности, даже когда на экране ничего не происходит, всё равно ощущаешь присутствие зла, затаившегося совсем рядом. Но конечно, тут заслуга далеко не только режиссёра. Картине очень сильно помог отличный актёрский состав, возглавляет который великолепный талантливый актёр Дональд Плезенс. Доктор Сэм Лумис (явная отсылка в сторону небезызвестного «Психо» Альфреда Хичкока) можно сказать держит на себе всё зрительское внимание, готовя аудиторию к чему-то неминуемо жуткому и необратимому.
Можно сказать, что Лумис выступает своеобразным «рекламным агентом» маньяка, запугивая им как простых обывателей тихого городка Хэддонфильда, так и наивного деревенского шерифа Брекета, неплохо сыгранного звездой боевиков класса Б, Чарльзом Сайфером. Можно сказать, что благодаря игре Дональда, нагнетающего панику сценарий фильма, написанный тем же Карпентером, не пытается быть слишком глубоким и продуманным. Некоторые из сюжетных ходов создатели предпочли не доводить до конца: например способность Майкла водить машину или же его умение предсказывать, где сейчас конкретно находится очередная жертва. С одной стороны, такая недосказанность может вызвать недоумение у некоторых особо придирчивых киношных снобов, но с другой — есть одна лазеечка, которую Карпентер назвал «абсолютное зло». Благодаря всё тому же Сэму Лумису, режиссёр намекает, что Майкл вовсе не заурядный убийца, чьи проблемы ограничиваются только тараканами в голове. Когда профессиональный психиатр, работавший с одним и тем же пациентом на протяжении 15 долгих лет выдаёт фразу «-Это не человек!», ему действительно веришь, и сам для себя открываешь один неоспоримы факт: а ведь Майкл и вправду не человек. Это кукла, оболочка, с давно уничтоженной человеческой душой, на месте, которого навсегда укоренилось абсолютное и неразбавленное зло. Здесь не поможет шоковая терапия, длительные беседы с лучшими мозгоправами планеты и даже — лоботомия.
Другая действительно интересная особенность «Хэллоуина» как слэшера — тот факт, что Карпентер сумел обойтись без применения спецэффектов и грима. Весь визуал ленты построен исключительно на виртуозной работе оператора и монтажёра, а также изобретательной игре световой палитры. И хотя совершенно ничего нового фильм в отношении кинематографичных приёмов не открыл (прежде, чем минусовать мой обзор просто посмотрите наиболее известные работы Марио Бавы, вышедшие раньше «Хэллоуина») авторам удалось на удивление толково разыграть удачные находки и сделать из них что-то своё и индивидуальное. У фильма и вправду есть собственное «лицо», по которому его просто невозможно спутать с чем-то другим, и тут имеются ввиду не столько последовавшие подражатели, сколько в своём большинстве весьма малоудачные сиквелы, в которых уже совершенно иные люди возьмут отличное от оригинала направление. Можно с уверенностью сказать, что «Хэллоуин» это яркий пример «случайного» шедевра, который получился таким благодаря крайне благоприятному стечению обстоятельств и внезапно найденному юному таланту, который сумел раскрыть себя в полной мере.
Обидно, что в наше скучное и неблагоприятное время беспомощных ремейков и ребутов, основная масса зрителей знакома с данной франшизой лишь по убогому и аморальному ремейку Роба Зомби, превратившего некогда воистину пугающий и необычный фильм ужасов в простой как два пальца рядовой и бездушный коммерческий слэшер, к тому же ещё и беспомощный с художественной точки зрения. Что касается этой картины, то я рекомендую её к просмотру всем и каждому, даже тем, кому подобного рода жанр не нравится. Кто-то полюбит этот фильм, кто-то же возненавидит, но вот равнодушным он ни в коем случае не оставит. Блестящая актёрская игра, фантастическая режиссура, великолепное визуальное оформление и необычная подача обычного материала — вот что такое «Хэллоуин» Джона Карпентера.
10 из 10
Отличная рецензия, и с информативной и с аналитической точек зрения.
«лишь по убогому и аморальному ремейку Роба Зомби» — я как раз добрался до ремейка «Хэллоуина», и сейчас думаю, 9 или 10 ему поставить, ибо круто, ибо страшно, ибо по-слэшеровски брутально! 🙂 А оригинал хорош, но лично для меня, наверное, устарел, и эталоном ну никак не является, хотя Лори в исполнении Джейми Ли Кёртис вызывала больше симпатий.
Сказать по честному, я пытался дать шанс (причём дважды) этому самому «крутому», «страшному» и «по-слэшеровски брутальному» ремейку, как раз вот из-за уймы русскоязычных, (именно русскоязычных, а не заокеанских зрителей, которые ремейк в прах растёрли) вещавших о гениальности сего творения. Не пошло. Более того, скажу больше: мне один хомячок весь мозг проел о том, что я должен посмотреть режиссёрскую версию, которая «в 100 раз круче и лучше». Посмотрел. Реакция на разницу между театралкой и режиссёрской была примерно такая же, как у Эскобара, когда его спросили, в чём разница между бомбером и «этим концертом».
О, дважды смотреть нелюбимое — это сильно! Да, и у нас вроде как ремейк массы приняли враждебно.
Ну я же говорю, хомячок один (между прочим, один из завсегдатаев форума КиноГовноКом) мозг проел.
Ого, какое категоричное название форума 🙂
Гм, ну могу посоветовать вам более не слушать советы всяких «хомячков» и доверять своим ощущениям. 😀